Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.10.2012

Новости урбанистики: 13–26 октября

Анна Мартовицкая

Начинаем новый жанр обзоров, в которых мы будем знакомить читателей с новостями урбанистики. В первом выпуске: развитие Большой Москвы, сосуществование столицы и области, новое градостроительство Грузии, а также: о первом и единственном номере журнала «Отечественные записки», целиком посвященном «Городскому организму».

Москва и область
Как сообщает газета «Известия», правительство РФ разработало законопроект, обязывающий Москву и область до 31 декабря 2014 года утвердить единую для двух регионов схему территориального планирования. Проект поправок в Градкодекс был разработан по поручению Владимира Путина после совещания о расширении Москвы 14 августа 2012 года, и если теперь этот документ будет принят, столичным и подмосковным властям придется привести к единому знаменателю все планы развития земель и нейтрализовать конфликтные ситуации, касающиеся жилищного строительства, экологии, транспорта и других сфер. По словам источников  «Известий» в правительствах обоих регионов, единая схема территориального планирования означает, к примеру, что Москва не сможет вывести за пределы города вредное производство, а область – продолжать стихийную жилищную застройку без создания инфраструктуры и мест приложения труда. Кроме того, обоим субъектам придется радикально пересмотреть имеющиеся градостроительные документы. И если Москва в любом случае рассчитывала сделать новый Генплан к 2014 году, то областная схема территориального планирования, принятая в 2007 году, была рассчитана до 2020 года.

Тем временем правительство Московской области ведет разработку новых региональных норм градостроительного проектирования. Нормативы, действующие сейчас, разрабатывались долго, начиная с 2010 года, командой прежнего губернатора области Громова, и были приняты 1 мая 2012, за 10 дней до его официального ухода с поста. «...мы намерены значительно повысить комфортность среды проживания за счет увеличения количества объектов инфраструктуры, рекреации и пропускной способности дорог», – цитирует агентство «Интерфакс» зампредседателя правительства области Романа Филимонова. Ключевыми показателями новых норм должны стать плотность застройки и количество людей, проживающих на территории, что, по мнению разработчиков, позволит избежать недостатка в объектах социальной инфраструктуры.

Новые нормы градостроительного проектирования сразу же вызывали эмоциональное обсуждение, прежде всего потому, что в них планируется отменить существующие в действующем документе ограничения этажности. Собеседники газеты «Известия» предполагают, что снятие ограничений станет причиной застройки ближнего Подмосковья либо «небоскребами», либо (что вероятнее) многоэтажными домами панельных серий. Это следует признать вероятным, так как известно, что снятие каких-либо ограничений требуется как правило для удовлетворения чьих-либо интересов.

Именно такого контраста дачных домиков и многоэтажек опасаются те, кто считает опасным убирать из нормативов градостроительного проектирования ограничения этажности. Проект планировки жилого квартала в Поварово, авторы Архитектурная Лаборатория Полины Ноздрачевой © Архитектурная Лаборатория Полины Ноздрачевой
Именно такого контраста дачных домиков и многоэтажек опасаются те, кто считает опасным убирать из нормативов градостроительного проектирования ограничения этажности. Проект планировки жилого квартала в Поварово, авторы Архитектурная Лаборатория Полины Ноздрачевой © Архитектурная Лаборатория Полины Ноздрачевой

На странице журнала «Проект Россия» в Facebook бурное обсуждение новых норм развернулось под заголовком «Подмосковье под угрозой!», но быстро пришло к тому, что новые нормы не так просты, как может показаться на первый взгляд. «В нормах четко прописано, что высотность зданий будет исходить из существующей застройки. И делается это как раз для того, чтобы избежать диссонирующих районов» – пишет Ксения Большакова. Дмитрий Наринский, один из разработчиков документа, цитирует его текст: «при определении максимальной этажности (высоты) планируемой застройки, рекомендуется устанавливать ее не выше максимальной имеющейся на прилегающей территории (в соседних жилых кварталах)».

Таким образом, решение будет приниматься местными властями «исходя из особенностей населенного пункта и сложившейся застройки» и оформляться в составе ПЗЗ (Правил землепользования и застройки). Этого требует Градкодекс: нормативы не должны определять этажность, а ПЗЗ – должны, и в этом смысле новые нормы исправляют ошибку, допущенную в старых. Кроме того, новые нормы вводят два новых понятия: «обеспеченность жилой застройки территорией» и «обеспеченность населения территорией» – сочетание которых призвано не допустить диссонансов, в частности, строительства девятиэтажек в деревнях – поясняет сотрудник районной администрации Волоколамска Василий Баландин.

Далее Дмитрий Наринский определяет главную задачу новых норм таким образом: «Мы осторожно нащупываем твердую почву и пытаемся вывести всех из болота действующей редакции нормативов, применять которые возможно только при личном участии ее авторов, которые будут толковать их применение по ходу. Основная задача – создать четкие понятные правила, которые могут применяться без участия авторов». Полный текст новых нормативов градостроительного проектирования можно скачать на сайте правительства области или напрямую по этой ссылке.

Между тем обсуждение новых нормативов, начавшись эмоционально, сразу же вышло за границы тактичного и рационального. Pro Rus начал публикацию с сообщения о том, что в деревнях будут строить девятиэтажные дома, безусловно провокационным. А Дмитрий Наринский закончил дискуссию уже совсем неприятным образом, обозвав журнал иностранным агентом.
Возможное будущее городов-спутников
Московская область и различные аспекты ее развития оказались в центре внимания и ряда других публикаций. Так, глава подмосковного правительства Андрей Шаров на прошлой неделе предложил руководству сингапурской компании по созданию и управлению индустриальными и технопарками «Джуронг» (Jurong) поучаствовать в разработке генеральных планов развития подмосковных городов – Жуковского и Долгопрудного – и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию этих городских агломераций. «Ведомости», в свою очередь, сообщают, что рядом с наукоградом Жуковский может возникнуть новый город на  60 тысяч человек. Уже до конца октября на заседание областного правительства будет вынесен генплан городского округа Жуковский.

Специальный сайт, посвященный благоустройству и развитию, появился у Зеленограда. Целью проекта «Новые пути развития Зеленограда» является определение новых направлений развития Зеленоградского административного округа с помощью технологии краудсорсинга – объединения большого количества специалистов из разных профессиональных сфер для совместной работы над решением конкретных задач.

В Facebook также идет обсуждение новости о том, что начата «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года». Правда, вопросов у экспертов пока больше, чем ответов. В частности, непонятно, почему всю разработку выполняют питерские организации. Или почему на создание столь масштабной стратегии отведено всего 3 месяца (при стоимости работы в 47 миллионов рублей!). «С другой стороны, настоящая стратегия им не нужна и реализовывать ее не собираются. Просто для галочки сделают (ну и отпилить что-нибудь, как обычно)», – делает неутешительный вывод архитектор Ярослав Ковальчук.
Гражданские инициативы
На сайте Объединения планировщиков Rupanet опубликован отчет о недавней дискуссии с говорящим названием «Сделай сам… мегаполис!», которая прошла в рамках фестиваля науки в МАрхИ. Открытая дискуссия, посвященная гражданским инициаивам и их роли в изменении городского пространства состоялась 12 октября и собрала более 70 участников. «Да, гражданские инициативы действительно могут изменить наши города. Более того, в условиях процветания «теневого градостроительства» они являются единственным инструментом для этого» – пишут организаторы в итоговом отчете. Понятие «теневого градостроительства» выглядит очень любопытным: «господствующая, ставшая традиционной модель развития города, при которой любые изменения, будь то спилка деревьев, быть может, действительно старых, или расширение «вылетных» магистралей, возможно и необходимое, для граждан фактически оказываются неприятной неожиданностью».

13 октября в Артплее состоялась презентация проекта «Оживленный город. Басманный», первый этап фестиваля, который, по замыслу организаторов, должен распространиться и на другие районы Москвы. Суть фестиваля в том, чтобы объединить молодых художников, архитекторов в деле преображения городского пространства. Сейчас в рамках фестиваля открыт конкурс на проекты малых архитектурных форм для Басманного района (речь о детских площадках, скамейках, фонарных столбах и других объектах городской среды). Показан и один проект, уже предложенный для района архитекторами бюро TOPOTEK1 – роспись стен жуткого и мрачного туннеля, ведщего от Курского вокзала к улице Казакова. Милая затея, впрочем, на картинке туннель пока что продолжает выглядеть мрачно.

Эксперты
Журнал идей и решений для эффективного управления городом «Сити-менеджер» открыл на своем сайте доступ к архиву сентябрьского номера. Среди самых интересных публикаций отметим статью «Ассоциация неспокойных», посвященную малозатратным и эффективным решениям, способным сделать жизнь в городах, не являющихся региональными центрами, комфортной и интересной.
Ефим Фрейдин в своем блоге на Facebook опубликовал ссылку на автореферат докторской диссертации Константина Аксенова «Трансформация общественно-географического пространства метрополиса в постсоветской России». Под метрополисом автор исследования понимает «главный город», анализируя устройство двух глобальных городов России – Москвы и Петербурга, –  то есть городов, специализирующихся на выработке решений, значимых для всего мира или значительных его частей.

В заключение обзора упомянем о том, что в электронном виде стал доступен третий номер за 2012 год журнала «Отечественные записки». Тема номера была сформулировала как «Городской организм», а в его подготовке приняли участие известные российские урбанисты, в частности, Владимир Паперный, Елена Трубина и скончавшийся в июне 2012 года Вячеслав Глазычев. Также в качестве авторов номера выступили и преподаватели Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Елена Шомина и декан ВШУ Александр Высоковский. «Это редчайшее явление в нашей стране, когда мы выпустили журнал по этой теме для общего, научно-популярного, а не профессионального пользователя», –  отмечает в предисловии к новому номеру сам Высоковский.

Западный опыт
Портал UrbanUrban рассказывает об одном из самых крупных проектов по реновации объекта промышленной архитектуры, реализованных за последние годы. Это Westergasfabriek в Амстердаме, статья о перерождении которой так и называется: «От газовой фабрики к культурному парку». Портал проводит всесторонний анализ проекта, уже признанного образцовым, рассказывая о его финансировании, примененных моделях управления и даже путях продвижения среди населения. А в блоге Владимира Краснослободцева опубликован пост с обширным рассказом о реализуемых сценариях благоустройства и переустройства ряда городов Грузии. Оставив в стороне политические и экономические вопросы, автор сосредоточился на градостроительном аспекта развития Грузии в последние 8 лет.

Журнал «Harvard Business Review – Россия» рассказывает о возможных путях решения транспортного вопроса на примере «великолепной четверки» – Лондона, Сингапура, Нью-Йорка и Токио, – и анализирует перспективы Москвы в контексте этих примеров. Увы, выводы издания не слишком утешительны. «В планах московских градостроителей –  торговые центры практически у всех станций метро. Это в разы увеличивает нагрузку на них. Тромбы в кровеносной системе города губительны, особенно учитывая, что с парковками и подъездными путями дела пока обстоят неважно». И дальше: «Рецепт идеальной дорожной инфраструктуры давно известен: сеть низовых дорог с медленным движением и паутина скоростных трасс над ней. Во многих мегаполисах мира развита система хайвеев. В Москве они тоже есть: например, Сущевский вал де-юре – часть скоростного третьего кольца. Но быстрые трассы в Нью-Йорке или Токио располагаются над сетью обычных дорог, а в Москве чаще всего вместо нее».

Портал 'Business insider' анализирует данные, опубликованные в очередном выпуске отчета ООН-Хабитат, посвященного «Состоянию городов мира» за 2012-2013 годы. И демонстрирует, что по прогнозам за тридцать лет (1990-2025) лидером по скорости уменьшения населения в городах будет Россия. За это время население Петербурга (!) уменьшится на 8,66%, Пермь на 9,67%, Нижний Новгород на 11,76%. Если перевести проценты в абсолютные цифры, то из Петербурга за 35 лет уедут порядка 400 тысяч человек, из Перми 100 тысяч, из Нижнего 170. В списке убывания также – несколько городов Украины, Южной Кореи, Тбилисси и Будапешт; из европейских городов туда попали итальянские: Рим, Милан и Турин. Имеется и список роста городов, хотя в системе подсчета обнаруживается условность – в списке убывания значатся в основном крупные города, в списке роста фигурируют города со стартовым населением не больше миллиона. Но так или иначе, это очень увлекательное чтение.