Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.09.2007

От былого величия к грядущим свершениям французской архитектуры

Нина Фролова

Николя Саркози произнес программную речь на официальной церемонии открытия новых галерей слепков Центра архитектуры и наследия в Париже.

Николя Саркози произносит речь на церемонии открытия галерей слепков Центра архитектуры и наследия
Николя Саркози произносит речь на церемонии открытия галерей слепков Центра архитектуры и наследия

При размере выставочных площадей в 8 000 кв. м Музей французских памятников, одно из подразделений Центра, претендует на титул самого крупного архитектурного музея мира. Его экспозиции охватывают шедевры 12 столетий французской архитектуры, начиная с деталей построек раннего Средневековья и заканчивая копией в натуральную величину интерьера типовой квартиры в «жилой единице» Ле Корбюзье в Марселе и макетом культурного центра Ренцо Пьяно в Новой Каледонии, владении Франции в южной части Тихого океана.

Зал слепков Центра архитектуры и наследия во Дворце Шайо
Зал слепков Центра архитектуры и наследия во Дворце Шайо

На церемонию открытия президент Франции пригласил 15 ведущих мировых архитекторов, в том числе Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Заху Хадид, Тома Мейна и Жана Нувеля, а также позавтракал с ними в Елисейском дворце.

Поэтому его речь на открытии музея была адресована не только многочисленным чиновникам от культуры, но и этим «звездам» архитектурной сферы.

Саркози призвал архитекторов быть смелее в своих проектах, так как их работы формируют «среду обитания» человека – и даже судьбу как отдельных индивидов, так и всего общества. Высококачественные и оригинальные постройки, по мнению французского президента, необходимы сейчас современному Парижу; они должны улучшать жизненное пространство жителей и центральных районов города, и унылых пригородов. Николя Саркози выразил свою поддержку проектам Парижской Филармонии Нувеля и небоскреба «Фар» в районе Дефанс Тома Мейна, которые подверглись критике со стороны не только представителей общественности, но и чиновников, включая министра культуры Кристин Альбанель.

Также он предложил привлечь французских и зарубежных архитекторов, особенно молодых, для создания нового генерального плана «Большого Парижа»; этот проект призван исправить ошибки градостроителей эпохи де Голля и сделать пригородные районы города полноценными урбанистическими структурами, с рекреационными зонами, продуманным решением общественного пространства, широким применением принципа смешанной застройки.
Саркози не обошел своим вниманием и современную процедуру проведения архитектурных конкурсов, общую для всего Европейского Союза. Она предусматривает анонимность любого конкурса и полное отсутствие контакта между участниками и заказчиками до его завершения. По мнению президента, это лишает архитекторов возможности более глубоко ознакомиться с поставленной задачей, а застройщика – яснее выразить свои пожелания.

В целом, Саркози призвал к демократизации всей сферы архитектуры, от сохранения и популяризации объектов культурного наследия до проектирования новых сооружений.

Пристальное внимание, обращенное недавно избранным французским президентом на архитектуру – ожидаемое явление. После эпохи «больших строительных работ» Франсуа Миттерана (Французской Национальной библиотеки, Пирамиды Лувра, Арки района Дефанс, театра «Опера Бастилии») желание оставить свой след в ткани застройки Парижа для главы государства вполне понятно. Жак Ширак сумел осуществить лишь один крупный проект – Музей на набережной Бранли Жана Нувеля. Но Саркози явно намерен действовать более решительно; высказавшись в пользу двух самых амбициозных на сегодняшний день проектов для французской столицы, он планирует также улучшить градостроительную ситуацию во всей парижской агломерации. Если даже его намерения воплотятся в жизнь лишь частично, имя Николя Саркози все равно останется связанным с активным архитектурным преобразованием облика города.