Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.09.2012

Как пройти в библиотеку?

Алиса Прихудайлова

С 20 по 29 августа под Одессой прошла Urban Studio Summer School. Ежегодная междисциплинарная урбанистическая школа, проходящая под патронажем Института образования, искусства и самоидентификации «Мильхауз», в этом году приняла студентов уже в четвертый раз.

Презентация студии «Материализация». Фото Алисы Прихудайловой
Презентация студии «Материализация». Фото Алисы Прихудайловой
Вопрос о проведении школы каждый год рассматривается заново – это мероприятие не заложено в годовой план, поэтому в каком-то смысле это ежегодный добровольный подвиг его организаторов. А поскольку в подвиге нет места рутине, то и программа Urban Studio каждый год меняется – преподаватели внимательно учитывают опыт прошедших студий и стремятся максимально разнообразить и улучшить образовательный процесс. Единственное, что остается неизменным, это сама структура обучения в летней школе: Urban Studio состоит из нескольких блоков, в числе которых лекции, воркшопы, непосредственно студии. Лекции и воркшопы проходят во второй половине дня, оставляя студентам выбор – слушать лекции, участвовать в мастер-классе или вовсе остаться на пляже.
Презентация студии «Архитектура». Фото Константина Гимпеля
Презентация студии «Архитектура». Фото Константина Гимпеля

В этом году студий было пять: «Текст и story-telling», «Фото», «Архитектура», «Материализация» и «New-media». Каждая студия – это свой, отличный от других, особенный способ поиска ответов на универсальные вопросы, которые перед современными специалистами ставит действительность. Так, студенты, выбравшие для себя «Текст» и «Фото», вели разговор о семье, доме, родине, профессии, стремясь к максимально эффективному самовыражению посредством слова и изображения. Участники «Материализации» пытались выразить себя через работу с материалом, а те, кто учились в «New-media», занимались геймификацией, а именно разрабатывали игру, которая могла бы подружить школьников, учащихся в разных классах (речь не только о возрастных отличиях, но и о национальных, например, участники студии рассматривали вариант взаимоотношений двух классов – русского и еврейского).
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой

Те, кто выбрал студию «Архитектура», работали над темой библиотеки. Преподавателем этой студии стал израильский архитектор Зеев Друкман – он примкнул к команде организаторов Urban Studio еще четыре года назад и принимал самое непосредственное участие в разработке концепции и программ летней школы. Первым заданием, краткой клаузурой, стало выражение в макете того образа, с которым у студентов ассоциируется само слово «библиотека». Зеев особо обратил внимание студентов на то, что они должны отбросить функцию и на время забыть о том, что библиотека – это здание, где хранятся книги. В результате подобного абстрактного упражнения появились концепции библиотеки как перекрестка, как складки, как окна в углу: в общем, у каждого из семнадцати студентов этой студии была своя концепция.


Следующим этапом стала привязка концепции к конкретному участку. Участникам студии были предложены шесть реально существующих библиотек, расположенных в Москве: библиотека N8 на Чистопрудном бульваре, совмещенные библиотеки N59 и 111 на Большой Черкизовской улице, библиотека N128 на улице Полимерной, библиотека N171 около Гагаринской площади, библиотека N248 в Северном Бутово и библиотека ЦДА в Гранатном переулке. Все эти учреждения входят в московскую городскую программу по реновации библиотек, так что перед участниками Urban Studio стояла задача выбрать наиболее подходящий им пример традиционного книгохранилища и применить к нему придуманную концепцию.
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой

Следует признать, что большинство студентов на этом этапе оказались в тупике. Придумав эффектные абстрактные идеи, они далеко не сразу смогли применить их к реально существующей ситуации с ее транспортными потоками и плотностью окружающей застройки. Впрочем, Друкман сумел направить каждого из учеников в нужное русло, не только разглядеть в придумке каждого рациональное зерно, но и подсказать, как «вытащить» его на свет. В итоге на момент презентации в студии «Архитектура» было 12 готовых проектов (часть студентов объединилась в группы), состоявших из макетов, деталей, разрезов, а самое главное – стройных концепций дальнейшего развития территорий. Интересно, что на одинаковых территориях разные авторы, совершенно не сговариваясь, решали одни и те же проблемы похожими путями. Так, на Гагаринской площади они объединяли жилые кварталы, пытаясь сообщить монументальной развязке человеческий масштаб, в Перово по-новому организовывали движение потоков, в Бутово делали ставку на объединение природы и города.


На итоговой презентации работ всех студий стало ясно, что даже работая над совершенно разными темами и используя разные способы самовыражения, все студенты искали решения одних и тех же проблем: взаимосвязь внешнего и внутреннего, частного и общего, абстрактного и конкретного. По большому счету это и есть те самые универсальные философские вопросы любой работы с пространством и средой, и то, что все участники Urban Studio смогли на них ответить, можно считать лучшим доказательством того, что летняя школа справилась со своей задачей на все сто процентов.
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой
Презентация студии «Архитектура». Фото Евгении Соколовой
Студия «Архитектура». В центре – Зеев Друкман
Студия «Архитектура». В центре – Зеев Друкман