На XIII архитектурной биеннале в Венеции вручены знаменитые «Золотые львы» – призы лучшим участникам. Премию получил и павильон России.
«Золотой лев» за лучший национальный павильон: Япония. Фотография Ю.Тарабариной
Предваряя церемонию награждения, куратор Дэвид Чипперфильд еще раз обосновал свой выбор темы биеннале – «Общее основание» (Common Ground). По его мнению, современная архитектура достигла в последнее время таких высот изобретательности и оригинальности, что необходимо остановиться и подвести итог этим достижения. Поэтому он намеренно посвятил порученный ему самый главный архитектурный смотр в мире различным идеям и профессиональным позициям, а не лучшим проектам, которые обычно составляют основу архитектурных экспозиций. Архитектура, напомнил куратор, всегда коллективный труд – как в прямом смысле, так и в аспекте разных сил, влияний и обстоятельств, определяющих решение проекта и с которыми приходится «искать консенсус».
Куратор биеннале Дэвид Чипперфильд и президент биеннале Паоло Баратта открывают церемонию награждения. Фото Нины Фроловой
Первым по традиции вручали «Золотого льва» за жизненный вклад в архитектуру: заранее было известно, что лауреатом стал Алваро Сиза, но он не смог приехать в Венецию из-за травмы. Отсутствие португальского мастера искупалось его вкладом в экспозицию: он спроектировал для сада делле Верджини инсталляцию-павильон. Его бордово-красные лаконичные формы заставляют обратить внимание на красоту окружающей природы, затормаживая лихорадочное движение посетителей выставки. Также в программе биеннале выставка графики Сизы «Путешествие без заданного маршрута» в музее Кверини-Стампалия, где показана малоизвестная сторона его творчества: интимные рисунки – портреты друзей и родных, фантастические наброски, обнаженная натура.
Алваро Сиза. Инсталляция в саду делле Вергини. Фото Нины Фроловой
«Лев» за жизненный вклад вручается по решению куратора и руководства биеннале, остальные награды распределяет жюри. В этом году в его состав вошли архитекторы Бенедетта Тальябуэ, Роберт Стерн и Виль Аретс, основательница берлинской галереи Aedes Кристин Файрайс и креативный директор ВВС Алан Йентоб.
Слева направо: Дэвид Чипперфильд, члены жюри Алан Йентоб, Бенедетта Тальябуэ, Кристин Файрайс, Виль Аретс, президент биеннале Паоло Баратта. Фото Нины Фроловой
«Золотой лев» за лучший национальный павильон: Япония. Фотография Ю.Тарабариной
«Золотого льва» за лучший национальный павильон они присудили экспозиции Японии, которую курировал Тойо Ито. Она посвящена его программе «Дом-для-всех» для помощи лишившимся крова в результате цунами 2011. Ее задача – работа с населением: Ито и его коллеги выясняли, какой дом пострадавшие хотели бы получить, предлагали им проекты на выбор, чем достигалась главная цель – приободрить убитых горем людей, вернуть им интерес к жизни. В название экспозиции выведен вопрос: «Архитектура. Возможна ли она здесь?» – и Ито отвечает на него однозначно утвердительно.
«Золотой лев» за лучший павильон. Япония. Фото Нины Фроловой
Тойо Ито получает «Золотого льва» за свою выставку в павильоне Японии. Фото Нины Фроловой
Также были присуждены три специальные премии. Социальную линию продолжил павильон США с выставкой «Спонтанное вмешательство», где представлены маленькие проекты для незащищенных слоев населения (например, навесы для рабочих-иммигрантов, ожидающих работодателей «на 1 день» на перекрестках) или общего блага (разнообразные городские садики, огороды и даже курятники). Все они инициированы архитекторами, очень дешевы и рассчитаны на повторение.
Специальная премия за павильон. США. Фото Нины Фроловой
Специальная премия за павильон. Польша. Фото Нины Фроловой
С другой стороны спектра – польский павильон, где художник Катаржина Краковяк заставила «сотрясаться стены, словно они были преисполнены тайного сознания могущественных сил» (название павильона – цитата из Диккенса). Она создала из интерьера здания «звуковую скульптуру» или «слуховую систему», усилив до предела свойство этого пространства поглощать и искажать звуки.
Специальная премия за павильон. Польша. Фотография Ю.Тарабариной
Сергей Чобан, куратор павильона России, получает специальную премию за свою выставку. Фото Нины Фроловой
Российский павильон также получил специальную премию за выставку i-city, посвященную архитектурным проектам иннограда Сколково (куратор Сергей Чобан, сокураторы Сергей Кузнецов и Валерия Каширина, комиссар Григорий Ревзин, разработка мультимедийного приложения Константин Чернозатонский и др.). В неожиданно игривом вердикте жюри призналось, что почувствовало себя там «цифровыми шпионами», а процесс осмотра превратился в «волшебное путешествие». Таким образом, жюри оценило и сюжетную канву, и визуальный образ экспозиции.
Специальная премия за павильон. Россия. Фотография Ю.Тарабариной
«Золотой лев» за лучший проект основной экспозиции. Torre David / Gran Horizonte, 2012. Фотография Ю.Тарабариной
«Золотого льва» за лучший проект в кураторской экспозиции Дэвида Чипперфильда, присудили объединению Urban-Think Tank и журналисту Джастину МакГирку (помимо прочего, он глава Strelka Press, издательского подразделения института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»). Их выставка была посвещена недостроенному небоскребу Torre David в Каракасе, захваченному малоимущими горожанами под жилье. Там сформировалось уникальное саморегулируемое сообщество, жизнь которого отражена в фотографиях Ивана Баана.
Слева направо: Альфредо Бриллембург (Urban-Think Tank), фотограф Иван Баан, Джастин МакГирк, министр культуры Италии Лоренцо Орнаги, Хуберт Клумпнер (Urban-Think Tank), Паоло Баратта. Фото: Giorgio Zucchiatti. Предоставлено: la Biennale di Venezia
«Золотой лев» за лучший проект основной экспозиции. Torre David / Gran Horizonte, 2012. Фотография Ю.Тарабариной
«Золотой лев» за лучший проект основной экспозиции. Torre David / Gran Horizonte, 2012. Фотография Ю.Тарабариной
Со-основательница бюро Grafton – лауреата «Серебряного льва» – Ивонн Фаррелл (справа). Фото Нины Фроловой
«Серебряного льва» многообещающей мастерской за проект в основном разделе получили ирландские архитекторы Grafton (Ивонн Фаррелл и Шелли МакНамара) за выставку о своем новом проекте университетского кампуса в Лиме, представленную в сочетании с работами Паулу Мендеса да Роша. Подробнее об этой экспозиции Архи.ру уже писал.
«Серебряный лев» многообещающей мастерской за проект в основной экспозиции. Бюро Grafton. Фото Нины Фроловой
«Серебряный лев» многообещающей мастерской за проект в основной экспозиции. Бюро Grafton. Фото Нины Фроловой
Чино Дзукки. Специальная премия за проект в основном разделе. Фото Нины Фроловой
Чино Дзукки удостоился специальной премии за вклад в основную экспозицию. Он поучаствовал в разделе основной экспозиции о копировании идей и форм, организованной бюро FAT.
Специальная премия за проект в основном разделе. Чино Дзукки. Copycat. Empatia e invidia come generatori di forma, 2012. Фотография Ю.Тарабариной
Специальная премия за проект в основном разделе. Чино Дзукки. Copycat. Empatia e invidia come generatori di forma, 2012. Фотография Ю.Тарабариной
Манифестация в поддержку Pussy Riot в саду Джардини. Фото Нины Фроловой
Торжественный настрой церемонии сбился на середине, вскоре после награждения куратора российского павильона Сергея Чобана и его команды: группа итальянских активистов начала согласованную с властями очень шумную акцию в защиту Pussy Riot. Они скандировали лозунги у павильона России, а затем стали маршировать по главной аллее сада Джардини. Хотя они не пытались помешать награждению участников биеннале, акция создала специфический звуковой фон, резко контрастировавший с оптимистичными поисками «общего основания» архитектуры.
Манифестация в поддержку Pussy Riot в саду Джардини. Фото Нины Фроловой
Манифестация в поддержку Pussy Riot в саду Джардини. Фото Нины Фроловой
|