Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.08.2012

Позитивный урбанизм

Наталья Чамаева

Представляем работы еще пяти команд-участниц конкурса на проект концепции развития Московской агломерации.

Презентация проекта STUDIO ASS SECCHI-VIGANO. Фото Натальи Чамаевой
Презентация проекта STUDIO ASS SECCHI-VIGANO. Фото Натальи Чамаевой
STUDIO ASS SECCHI-VIGANO (Милан, Италия) смотрит на расширение Москвы и агломерационные процессы через призму методологии «Городского великолепия» (Civic Magnificence), которую эти архитекторы от семинара к семинару раскрывали все более полно. Сам термин происходит из Италии неоклассического периода и обозначает этап развития общества, когда его смыслообразующие ценности отражаются в пространственных структурах. Представители SECCHI-VIGANO подчеркивают: нужно обладать четким пониманием целей и задач расширения не только на городском и федеральном уровнях, но и на международном уровне, в масштабах региона и даже всего мира, чтобы проект создания нового городского образования на 2,5 миллиона человек стал центром устойчивого политического, экономического и культурного развития. Городское великолепие складывается из многих составляющих. Среди них – включенность новых территорий в пространство единой Москвы, новые формы пространственных отношений (например, пустоты в центре общественных пространств или застроенной территории), гибкая планировочная решетка и компактность нового города, который должен сохранить преемственность с узнаваемыми пейзажами «старой» Москвы, приоритет экологического подхода к организации пространства, «перемешивание» метрополиса и согласованность развития старых и новых территорий.

Представители SECCHI-VIGANO, как и их коллеги из ЦНИИПграда и бюро GRUMBACH, придают первостепенное значение решению транспортных проблем. По их мнению, первым делом необходимо избавиться от дублирования маршрутов пассажирского транспорта там, где пассажиропотоки недостаточны, ввести новые виды комфортабельного общественного транспорта, создать места приложения труда вне центра города и тщательно соблюдать баланс между строительством недвижимости и транспортной инфраструктуры. По мнению итальянских архитекторов, на нынешнем этапе не так важно, где именно расположится федеральный, финансовый или инновационный центр. Важно сформулировать условия для их строительства, такие как транспортная доступность (как для общественного, так и для автомобильного транспорта), наличие узнаваемых городских объектов, которые станут визитной карточкой присоединенных территорий, разнообразие связей с другими частями города, усиление доступности зеленых пространств на периферии города и их последующее развитие по выбранным рекреационным и экологическим программам.

В отличие от «старого» города с его радиально-кольцевой структурой, присоединенная территория вытянута линейно вдоль трех основных автомагистралей. На ней можно реализовать принципиально другой градостроительный подход в виде гибкой решетки прямоугольных кварталов с хорошо развитой сеткой улиц и сквозных проездов. Новая транспортная решетка, продуманно присоединенная к имеющейся транспортной инфраструктуре, – нетрадиционный для Москвы способ развития транспортной системы, но это максимально гибкое решение, и потому оно будет работать в условиях высокой неопределенности.
Презентация концепции URBAN DESIGN ASSOCIATES
Презентация концепции URBAN DESIGN ASSOCIATES

По мнению команды URBAN DESIGN ASSOCIATES (Питтсбург, США), в настоящее время развитие Москвы характеризуется тремя процессами: транспортной перегрузкой, бегством среднего класса за пределы города и неконтролируемым расползанием территории города. Первым делом, по мнению архитекторов, необходимо взять под контроль эти негативные тренды, которые очень пагубно влияют на качество жизни в городе, и развивать «позитивный урбанизм», основанный на продуманном природопользовании, экологической защите территорий и законодательно регулируемой экспансии мегаполиса на новые территории.

Природное богатство присоединенных территорий – реки, поля и леса – коллектив предлагает использовать для создания уникальных ландшафтных решений, которые сделают новый город гармонично вписанным в зеленый пейзаж. Например, частично обводнить долину реки в Коммунарке, используя уже существующую сеть рек и озер, и создать систему водных протоков, которые придадут ландшафту структурированность и повысят привлекательность территории будущего федерального центра.  Учитывая близость Коммунарки к крупнейшему в Москве кладбищу, использование инструментов ландшафтного дизайна позволит сделать его мемориальным парком, который гармонично впишется в городскую среду. На присоединенной территории также предполагается создать жизнеспособный кластер смешанного развития, состоящий из федерального центра и органов власти, международного финансового центра и университетского кластера, дополненных научно-технологическим парком, логистическим центром, жилыми кварталами и рекреационными природными зонами. По подсчетам проектной команды, в новом городе на юго-западе Москвы может быть создано 2,7 миллиона кв. м. площадей для федеральных органов власти и 2,6 миллиона кв. м. офисов финансовых компаний.

Структура предложенного UDA мастер-плана состоит из кварталов, причем для каждого типа квартала – университетского, финансового, правительственного и жилого – установлена своя рекомендуемая плотность. Как и другие команды, проектный коллектив UDA неоднократно повторяет, что автомобильное движение должно быть ограничено, а общественный транспорт – единственный способ решить транспортную проблему города. Поэтому магистраль А101 они предлагаю превратить в мультимодальный бульвар с отдельными путями для трамваев, велосипедными и пешеходными дорожками и 4-мя полосами для автомобильного движения в каждом направлении, а в тоннеле под трассой пустить линию метро. По мнению экспертов UDA, движущей силой проекта должно стать федеральное агентство развития Большой Москвы, а финансовым оператором – банк развития Большой Москвы, созданный за счет федерального стабилизационного фонда (60%), облигаций государственного займа (30%) и бюджета Москвы (10%). Частный капитал охотно поддержит большие проекты, если в них будет заинтересована федеральная власть, считают архитекторы.
Концепция архитектурного бюро «Остоженка»
Концепция архитектурного бюро «Остоженка»

Архитектурное бюро «Остоженка» в своих проектных предложениях исходило из того, что накопившиеся в моноцентричной Москве социальные, транспортные и многие другие проблемы необходимо решать за счет присоединенных территорий. Однако, по мнению «Остоженки», максимум через несколько десятилетий мы рискуем получить мегаполис емкостью 25-30 миллионов человек, если эта экстенсивная форма развития города будет реализована буквально. Единственный способ добиться более сбалансированного развития агломерации в имеющихся условиях – рассматривать присоединенный сектор на юго-западе Москвы лишь как первый этап формирования Большой Москвы, за которым последуют другие сектора. В своем анализе потенциала присоединенных территорий «Остоженка» также уделила большое внимание использованию природных ресурсов. По данным проектного коллектива, на юго-западе от Москвы располагаются крупные резервуары минеральной воды для применения в лечебных целях. На их базе можно будет создавать бальнеологические курорты и спа-центры, которые в сочетании с природной зеленью сделают эту территорию привлекательной для рекреационных, лечебных и туристических целей.

В проекте «Остоженки» развитие Большой Москвы осуществляется по трем приоритетным направлениям: усиление агломерационных связей периферии и центра, в том числе в юго-западном секторе, активация «забытых» территорий промышленных зон и развитие прилегающих к реке территорий в старых границах Москвы. Перенося фокус своего проектного предложения в «старую» Москву, «Остоженка» не в первый раз обращает внимание власти, экспертов и общественности на «забытые» территории внутри МКАД и особенно вокруг Третьего транспортного кольца. Проектный коллектив составил каталог проектов некоторых приоритетных участков для будущего развития внутри старых границ Москвы, в том числе жилые кварталы вдоль Малого кольца Московской железной дороги, деловой район Дорогомиловский и множество территорий вдоль русла Москвы-реки. Совокупный потенциал «забытых территорий» оценивается экспертами команды в 210 миллионов кв. м. нового строительства на 210 га земли, требующей реактивации. Парламентский центр «Остоженка» предлагает разместить на территории бывшего концертного зала «Россия», причем это место должно стать общественным пространством, а само здание парламента будет представлять собой обширную горизонтальную структуру, открытую для публики. Федеральный центр исполнительной власти разместится по берегам реки в районе Большого Сити.
Концепция архитектурного бюро «Остоженка»
Концепция архитектурного бюро «Остоженка»

Река изначально занимала центральное место в подходе «Остоженки», и на заключительном семинаре это проявилось особенно сильно. Проектный коллектив предлагает рассматривать реку в качестве основного связующего звена удаленных участков города, развивать пешеходные набережные, создавать благоустроенные общественные пространства вдоль рек и активно развивать 2,5 тысячи га прилегающих к реке проектных участков. Особое место в проектном предложении «Остоженки» занимают транспортно-пересадочные узлы, которые рассматриваются командой как потенциальные точки развития, способствующие формированию полицентрической структуры города.
Презентация концепции L’AUC
Презентация концепции L’AUC

Развитие территорий бывших индустриальных зон стало приоритетным и для команды L'AUC (Париж, Франция). Среди других первостепенных задач, стоящих перед Москвой, французские архитекторы считают обеспечение легкости передвижения по городу и размещение рабочих мест и жилья близко друг к другу, развитие российской столицы как «таежного метрополиса», т.е. сохранение уникальной возможности жить рядом с природой, и создание линейного города на присоединенных юго-западных территориях. Главное, в чем, по мнению архитекторов, нуждаются присоединенные территории, так это в упорядочении и новом жилье.
Презентация концепции L’AUC
Презентация концепции L’AUC

«Все, что мы показываем, находится на границе между фантазией и реальностью. Нам нужны гибкие проекты, которые могут адаптироваться к разным сценариям роста», – подчеркнули на семинаре представители L'AUC. Именно поэтому французы, как и их коллеги из команды Чернихова, предлагают не мастер-план как таковой, а целостную стратегию мастер-планирования, которая позволит создавать гибкие концепции развития конкретных территорий. В ее основе лежат пять критериев: транспортная доступность, наличие знакового общественного пространства в центре, разнообразие типологий жилья, ландшафтный дизайн (река, парк, лес) и устойчивость (новые стандарты строительства, экологичности, энергоэффективности). Участники проектного коллектива полагают, что эти критерии могут быть положены в основу нового градостроительного законодательства, обеспечивающего сбалансированное развитие агломерации, присоединенных территорий и «старой» Москвы.

Конкретные планировочные решения команды L'AUC перекликаются с предложениями многих других коллективов. В частности, французские архитекторы предлагают активировать постиндустриальный пояс и территории вдоль малого кольца Московской железной дороги, а на присоединенных территориях создать гибкую прямоугольную сетку кварталов и дополнить ее концентрической системой парков и бульваров, соединить аэропорты высокоскоростной магистралью, а в развитии общественного транспорта сделать основной упор на скоростные трамваи и автобусы. Коллектив также предлагает усилить уже существующее в Большой Москве разнообразие функций городского пространства и стилей жизней населяющих его людей. Для этого разработаны концептуальные мастер-планы городского офисного квартала, университетского научно-технического кампуса, креативного кластера на реке, правительственного центра и т.д.

Интересной особенностью концепции L'AUC является переменный масштаб и большая вариативность проектируемых объектов. Например, федеральный центр может расположиться как в Коммунарке, так и во Внуково или множестве других территорий. Команда разработала типологию новых городских пространств и снабдила каждую мастер-планом, дающим представление о имеющихся возможностях. Так, на карте возможного будущего Москвы появился элитный жилой квартал на Москве-реке недалеко от метро Киевская, «медленный город» – модный офисный квартал  наподобие лондонского Сохо, пригородный многофункциональных хаб на пересечении Профсоюзной улицы и МКАД, бизнес-парк в Рассказовке, креативный кластер на Москве реке и новые микрорайоны с микроцентрами и усиленной транспортной доступностью.
Концепция Рикардо Бофилла
Концепция Рикардо Бофилла

Проектные предложения команды испанского архитектора Рикардо Бофилла под общим названием «iMoscow. Умная Москва» – это план долгосрочной социальной и экономической трансформации российской столицы в «умный метрополис», согласованный со стратегией социально-экономического развития Москвы до 2025 года.

Реализовывать проект предлагается в четыре этапа в течение 30 лет. На первом этапе (1-3 года) предстоит связать исторический центр и ТТК системой скоростных автобусов, освоить неиспользуемые индустриальные зоны (ЗИЛ, Павелецкая, Нагатино), увеличить площадь дорожной сети за счет прокладки новых соединительных капилляров, построить федеральный центр и создать систему экологического контроля, упорядочивающую природный комплекс Большой Москвы. На втором этапе (с 3-го по 5-й год) продолжится развитие сети скоростных автобусов, будут освоены промзоны от Коломенского до Бирюлево, построен мировой финансовый центр и крупные городские парки на юго-западных территориях. На третьем этапе (с 5-го по 10-й год) автобусные маршруты охватят весь город, будут освоены промзоны Динамо-Фили и Северное Очаково-Внуково и построен инновационный кластер в Троицке. Наконец, на четвертом этапе (с 10-го по 30-й год) произойдет развитие промзон на северо-востоке, от Семеновской до Южного порта, будет построен второй инновационный кластер и сопутствующая инфраструктура, а вдоль реки Пахры в районе Вороново возникнет система «умных» городских парков и рекреационно-туристических зон.

Во второй части презентации своего проекта Рикардо Бофилл сосредоточился главным образом на обосновании детализированного мастер-плана присоединенных территорий. Согласно представленной концепции,  здесь будет располагаться многофункциональный город с двумя центрами: административно-деловым в Коммунарке, куда переедут федеральные органы власти, и научно-исследовательским в Троицке, где будут развиваться инновационные технологии. Поскольку строительство метро обходится городу слишком дорого, команда предлагает сделать упор на развитие системы скоростных автобусов, благодаря которым проблема дефицита транспорта на присоединенной территории может быть решена гораздо быстрее. Многофункциональный город на присоединенных территориях представляет собой комплекс кластеров, каждый из которых содержит жилье, офисные помещения, административные здания, спортивно-рекреационные сооружения, инфраструктуру торговли и услуг и другие функции, смешанные в разной пропорции, в зависимости от «профиля» места. Это будет полицентричное городское образование с множеством общественных пространств, проницаемостью для пешеходов, высоким качеством жизни и транспортной доступностью. Архитектурной доминантой данной территории Рикардо Бофилл предлагает сделать небоскреб в стиле сталинских высоток.

PS Подробнее с каждым из проектов, разработанных в рамках конкурса, можно ознакомиться на выставке, которая 27 августа открылась в Парке Горького. Выставка продлится до 23 сентября, а 15 октября на фестивале «Зодчество» состоится торжественное вручение дипломов победителям в трех номинациях:  лучшее решение по агломерации, лучшая концепция развития Большой Москвы и лучший проект размещения федерального центра.