Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.08.2012

Город поколения Z

Наталья Чамаева

22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.

Выставка предложений проектных команд. Фото Натальи Чамаевой
Выставка предложений проектных команд. Фото Натальи Чамаевой
Office for Metropolitan Architecture (ОМА, Роттердам, Нидерланды) последовательно развивает концепцию полицентричной агломерации, утверждая, что в Большой Москве должен быть не один центр и даже не два, а пять. Проектный коллектив предлагает открыто признать, что город давно преодолел свои административные границы, и нынешнее расширение Москвы – лишь формальная фиксация того, что фактически уже произошло. С точки зрения команды, присоединенные юго-западные земли – это территория активного жилищного строительства и хаотической урбанизации, плотность которой повышается по мере движения от центра к периферии. По мнению ОМА, важно переломить этот тренд и добиться комфортной плотности жилой застройки на присоединенной территории.
Проект Office for Metropolitan Architecture
Проект Office for Metropolitan Architecture

Архитекторы предложили отказаться от крупномасштабного мастер-планирования и отдали предпочтение «серии интервенций» в существующих вокруг Москвы городах-спутниках. Команда разработала стратегию экономической активации Московской агломерации, ключевую роль в которой должны сыграть аэропорты как точки притяжения трудовой активности. Благодаря этому будет сформирована полицентрическая структура мест занятости, а умное транспортное планирование и смешанное использование территорий позволит сократить время и дальность ежедневных поездок. Так, в Коммунарке лейтмотивом станет тема сохранения исторического наследия: здесь, по мнению ОМА, могут разместиться Министерство культуры и сопутствующие ведомства, в Остафьево будет развиваться транспортный кластер, в Троицке – «чистый» высокотехнологичный атом, в Апрелевке – туризм. В Большом Домодедове будет создан центр экономического развития и, соответственно, там будет удобно расположиться министерству торговли, а рядом с аэропортом Чкаловский – таможенной службе. В Зеленограде будет сформирована особая экономическая зона, способствующая развитию IT-кластера, образования и науки. На Рублевку переедет министерство финансов и начнет развивать вокруг себя финансовый центр страны. А в Солнцево, где имеется множество пустующих земель, будет проведено частичное восстановление зеленого пояса – вотчины агентств по природопользованию и защите окружающей среды. Представляя концепцию экспертам, архитекторы подчеркнули, что программа конкретных интервенций очень гибкая и может меняться в зависимости от контекста и задач.

Что же касается переноса федерального правительственного центра на присоединенные территории, то здесь команда ОМА осталась верна своей критической позиции по отношению к имиджу российской власти. Архитекторам очень несимпатично, что сейчас центр Москвы лишь формально считается открытым для публики, тогда как на практике федеральные органы власти занимают самые привлекательные объекты недвижимости, делая их недоступными для обычных горожан. По мнению ОМА, перенос этих структур может стать мощным инструментом развития периферии, если реализовать его не в виде мегапроекта, а опять же как серию хорошо спланированных интервенций, равномерно распределенных по развивающимся участкам агломерации. Кроме того, эксперты ОМА обратили внимание на то, что помимо министерств в структуре исполнительной власти есть множество федеральных служб и ведомств с большим числом сотрудников. По сути, это бэк-офисы, обеспечивающие повседневное функционирование органов власти, и нет никаких оснований сохранять за ними место в центре города: наоборот, связанные между собой министерства, ведомства и службы нужно переносить вместе, единым комплексом, обеспечивая хорошую транспортную связь новых центров с историческим и друг с другом.
Проект ЦНИИП Градостроительства (Москва)
Проект ЦНИИП Градостроительства (Москва)

В отличие от голландских коллег, ЦНИИП Градостроительства (Москва) видит Большую Москву глобальным и креативным городом. Стратегия ЦНИИПграда направлена на то, чтобы  улучшить имидж российской столицы как мегаполиса мирового значения, повысить качество его жилой среды и инвестиционную привлекательность. По мнению экспертов института, сегодня столица страдает от переизбытка транспортной, логистической и промышленной инфраструктуры в индустриальных зонах, большая часть которых используется не по назначению, тогда как обширные зеленые массивы – визитная карточка города – сегодня слабо доступны для людей, несмотря на то, что в Москве на человека в среднем приходится 27 кв. м. зеленых насаждений (в Лондоне, для сравнения, всего 9, в Нью-Йорке – 11). Вообще, по мнению архитекторов, основная проблема Москвы в том, что это город чрезвычайно резких контрастов: то ты оказываешься в высокоплотном городе, то в глухом лесу, – именно поэтому ЦНИИПграда призывает развивать столицу как единое пространство для жизни. И проще всего сделать это путем продуманного роста, осуществляющегося в несколько этапов. Во-первых, это децентрализация и перемещение части бизнеса, логистики, промышленности и федеральных органов власти на юго-западные территории, во-вторых, новое использование освобождаемых пространств в центре, и, наконец, восстановление зеленого пояса вокруг города и развитие общественных пространств. Как подчеркивают представители команды, реализация этого амбициозного плана требует, прежде всего, тщательного анализа взаимоотношений центра и периферии, а затем – комплекса практических мер. Среди последних – более продуманная связь центра и периферии между собой, соединение аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово скоростным внеуличным транспортом и активное использование территорий вдоль этих транспортных потоков, а также усиление роста многофункциональных городов-спутников и создание субцентров внутри МКАД, которые станут якорями развития периферийных территорий внутри старых границ города. Сразу за МКАД предлагается создать защитный лесной пояс, за ним расположить федеральный центр, далее – логистический центр, а обширную зону на границе с Калужской областью сохранить как природный резерв для будущего роста города. Линии московского метро предлагается продлить в Подольск, Троицк и Апрелевку и насытить присоединенную территорию транспортно-пересадочными узлами, чтобы обеспечить максимально возможную транспортную связь со Старой Москвой.
Проект ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIÉS
Проект ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIÉS

Как и ЦНИИПград, проектная команда ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIÉS (Париж, Франция) в своем выступлении сделала акцент на первостепенное значение транспортной инфраструктуры для устойчивого роста Московской агломерации. По мнению французских архитекторов, в основу градостроительной политики российской столицы должен быть положен принцип опережающего транспортного развития. Иными словами, ни один квадратный метр недвижимости в Москве не должно строиться без предварительного обеспечения инфраструктурой общественного транспорта. В основу генплана новых территорий авторы положили квартал размером 320 на 200 метров, на 50% состоящий из зеленых насаждений, а два политических центра Большой Москвы – Кремль/Зарядье и Коммунарку – предложили связать новой линией метро, которая будет состоять из 12 станций. Кроме того, в рамках развития мультимодальной транспортной системы на всей территории Большой Москвы предлагается ввести единый тариф, создать транспортно-пересадочные узлы и перехватывающие парковки. Проект GRUMBACH предусматривает, что на присоединенной территории в три этапа будет создан так называемый транспортный коридор: сначала будет проложено метро с большим расстоянием между станциями, затем его дополнят автобусными маршрутами, а когда пассажиропотоки станут более интенсивными, добавят скоростной трамвай с остановками через короткие расстояния.

В своей концепции команда GRUMBACH уделила внимание не только Большой Москве в целом, но и старому центру города. Архитекторы предлагают развернуть Москву лицом к реке и создать в районе Кремля уникальную пешеходную зону вдоль набережной, а автомобильное движение убрать в подземный тоннель. Кроме того, GRUMBACH разработал серию предварительных мастер-планов для территорий внутри старой Москвы, каждый из которых соответствует принципу смешанного использования. Например, в районе метро «Киевская» предполагается создать административно-торговый центр, в котором также будет присутствовать жилая застройка и офисные здания.
Проект Архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова
Проект Архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова

Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова (Москва) задалась вопросом качества жизни в Москве и ее имиджа в ряду крупнейших городов мира. Что нужно сделать, чтобы Москва как мегаполис претендовала на место в первой десятке или хотя бы двадцатке мировых городов? Отвечая на этот вопрос, команда Чернихова, в первую очередь, сосредоточилась на проблемах управления. В частности, архитекторы считают необходимым образование единого субъекта РФ из Москвы и Московской области и создание агентства или госкорпорации по развитию агломерации.

По мнению архитекторов, Большая Москва может стать полигоном для реализации новых социальных моделей. Анализируя запросы различных поколений к качеству среды и форматам застройки, члены команды Чернихова пришли к выводу, что поколение 60-х больше всего ценит автономный комфорт, наличие в городе участков загородной среды и качество территорий, прилегающих к воде. Так называемое поколение Y испытывает потребность в наполненной разнообразными событиями плотной городской среде, сочетании различных типологий и архитектурных стилей. Поколение Z – люди ближайшего будущего – сформируют запрос на ультрасовременное эко-технологичное и медианасыщенное пространство, компактное жилье, микро-офисы и различные инструменты коммуникации. Чтобы соответствовать запросам всех поколений, сосуществующих в пространстве города, команда Чернихова предлагает уже сегодня начать работу над созданием принципиально новых типологий жилья, которое будет соответствовать образу жизни определенных групп потребителей – мигрантов, пожилых людей, холостых пар и т.п. Что касается переноса федеральных органов власти, то команда Чернихова остается верна себе: как и раньше, она отдает приоритет Большому Сити и, в частности, нынешней территории выставочного комплекса, а парламентский центр предлагает разместить на территории завода ЗИЛ. При этом коллектив также счел возможным предложить свой мастер-план административно-делового кластера в Коммунарке, который может развиваться как многофункциональный центр, даже если федеральные органы власти переедут на ЗИЛ и в Сити.