Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.07.2012

Что общего между школой, тюрьмой и монастырем?

Настя Тарасова
Объект:
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон
Адрес:
Франция, None, Лувье.
Мастерская:
Opus 5

Бюро Opus 5 спроектировало новый корпус для музыкальной школы в Лувье на севере Франции, располагающейся в старинном монастыре.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Ответ на вопрос прост: все три институции (монастырь, тюрьма и школа) в разное время размещались в одном и том же архитектурном комплексе. Монастырь Нотр-Дам-де-Консоласьон в нормандском городе Лувье имеет богатую историю: он был основан орденом францисканцев в 17 в., во время Французской революции распущен, использовался как тюрьма, затем — как склад для зерна, а уже в 19 в. здания его были частично снесены.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
О наличии тюрьмы в истории монастыря до сих пор напоминает название улицы, где он расположен — Рю-де-Пенитан: «улица кающихся грешников» (Rue des Pénitents). С 1990 в сохранившихся корпусах разместили музыкальную школу, площади которой недавно были расширены при помощи парижского архитектурного бюро Opus 5. Стоящий во главе мастерской Бруно Декари — известный архитектор-реставратор «высшей квалификации» (Architecte en chef des monuments historiques), таких специалистов на всю Францию — около полусотни.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Bruno Decaris
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Bruno Decaris
Помимо задачи расширения площадей архитекторы хотели подчеркнуть незаурядность объекта архитектурного наследия. На руинах южного крыла монастыря, возвышающихся над рекой Эр, располагается основная новая постройка. Она представляет из себя высокий бетонный параллелепипед с стеклянным северным фасадом. На этом фасаде расположены хромированные полосы: по замыслу архитекторов, днем в них должен отражаться окружающий пейзаж.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Вечерами новое здание преображается: вместо холодной, закрытой, отражающей поверхности стена становится проницаемой для взгляда, прозрачной, а за ней открывается вид на новый концертный зал.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Bruno Decaris
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Bruno Decaris
Южный и боковые фасады плотно «состыкованы» понизу с их историческим основанием. Они поставлены на пружинящий стальной профиль, который одновременно подчеркивает неровную границу старого и нового.

Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Кроме корпуса зала, доминирующего над комплексом монастыря, выстроен еще один — с восточной стороны, перед одним из имевшихся зданий.
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5
Музыкальная школа в бывшем монастыре Нотр-Дам-де-Консоласьон © Opus 5