Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.07.2012

Перемены, мнения, итоги

Софья Кондрашина

Об отставке главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, об итогах прошедшей 36-ой сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, о борьбе за Дом Рогова в Петербурге, а также о концепции «Музеона» Евгения Асса и об инсталляции Николая Полисского «Вселенский разум», – читайте в свежем обзоре прессы.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, руководивший Москомархитектурой с 1996 года, уходит в отставку. Об этом стало известно в четверг. Исполняющим обязанности главного архитектора назначен его первый заместитель – Олег Рыбин. Архитекторы называют Кузьмина профессионалом своего дела, а сторонники сохранения наследия признают, что хотя при нем город понес много потерь, это не совсем его вина. Координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер говорит: «Кузьмин, безусловно, компетентный специалист… Он не был монстром или злым гением города. Я верю, что у него была добрая воля, просто он был чиновником московской мэрии». Она отмечает, что при Кузьмине резко ухудшилась транспортная ситуация в городе, и связывает это с градостроительными просчетами. Ошибкой бывшего главного архитектора города Самовер считает строительство делового центра «Москва-Сити». Архитектурный критик Григорий Ревзин подчеркивает, что при Кузьмине в московское проектирование пришли «модные неомодернисты», к которым он относит Андрея Бокова, Юрия Григоряна, Александра Асадова и других архитекторов. Также к заслугам бывшего главного архитектора критик причисляет попытку внедрения системы конкурсов и проведение конкурсов на площадь Правительства и «Сити». РИА Новости публикует десять самых значимых, по мнению агентства, свершений Кузьмина. Среди них: разработка Генплана Москвы до 2025 года, строительство Храма Христа Спасителя, снос гостиниц «Россия», «Москва» и «Интурист», реставрация комплекса в Царицыно, реконструкция МКАД и другие. 


Газета «Московские новости» пишет о сдаче в аренду знаменитого «дома с кариатидами» в Печатниковом переулке.  Риэлтор, арендовавший дом, готов его отреставрировать всего за год, но боится, что в ходе работ придется столкнуться с трудностями – дом стоит посреди разрушенного квартала, где будут возводиться новостройки. Стоимость аренды составила чуть более 10 млн рублей в год, что  на порядок больше исходной цены лота – 1 млн рублей. Льготная аренда (1 рубль за 1 кв. метр) вступит в силу после реставрации дома.

Журнал The Village публикует концепцию реконструкции «Музеона», разработанную архитектором Евгением Ассом. Он предлагает выстроить  единый маршрут, который свяжет все части парка, а в перспективе будет продлен и до «Красного Октября». Маршрут будет формироваться дорогой с деревянным настилом, которая пройдет по центральной части парка. Вдоль нее сгруппируют все памятники. Появятся и другие зоны, где будут проходить временные выставки, концерты, лекции и встречи. А перед зданием ЦДХ должен появиться новый павильон «Инфобокс», где можно будет получить информацию обо всех мероприятиях в «Музеоне», а также заказать экскурсию или купить сувениры.
Концепция «Музеона», Евгений Асс © Евгений Асс
Концепция «Музеона», Евгений Асс © Евгений Асс
На этой неделе почти все СМИ подводят итоги прошедшей в Санкт-Петербурге 36-ой сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Для петербуржцев главное событие произошло в самом начале работы сессии, когда было принято решения не рассматривать вопросы города на Неве.  Председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис считает, что «эффективная кампания саботажа» петербургского вопроса связана с планами реконструкции исторического центра Петербурга. Он говорит, что, судя по всему, эта программа создавалась на очень высоком уровне и согласовывалась заранее. Газета «Коммерсант» пишет, что традиционно комитет всемирного наследия удовлетворял заявки принимающей страны на расширение  списка ее объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Но на этот раз список объектов ЮНЕСКО не увеличился. Россия предлагала признать всемирным наследием воссозданный в конце ХХ века Храм Христа Спасителя, а также железнодорожный мост через Енисей, который недавно был снесен. А в новую номинацию «Кремли России» российские власти хотели включить кремли Пскова, Углича и Астрахани вопреки мнению специалистов. Эксперты предупреждали, что Угличский кремль почти полностью сожжен еще в XVII веке, Астраханский испорчен новоделами, а состояние Псковского не отвечает критериям ЮНЕСКО. Участники сессии заявку России отклонили. Еще одним итогом работы сессии можно считать то, что эксперты не одобрили строительство небоскреба «Лахта-центр». О том, что эксперты не видят никаких угроз петербургскому наследию в небоскребе, распространили информацию некоторые СМИ. В действительности эти слова принадлежат не специалистам комитета, а постоянному представителю России в ЮНЕСКО Элеоноре Митрофановой. А всемирный комитет еще до начала работы сессии попросил у Петербурга оценить влияние объекта не только на исторический центр города, но и на дворец в Петергофе и Кронштадт.

О проблеме сохранения наследия рассказала каналу Russia Today Клементина Сесил, активная защитница российского наследия, недавно ставшая директором организации SAVE Europe's Heritage (русский текст интервью опубликован в блоге журнала AD). По ее словам, за последние 12 лет в Санкт-Петербурге было снесено около 150 исторических зданий. Одной из главных проблем города Клементина Сесил считает искажение исторического силуэта города. Особо острым этот вопрос стал в последнее десятилетие, когда появился целый ряд построек, грубо нарушающих гармонию неба, зданий и реки Невы, подчеркивает Сесил. Петербургские градозащитники тоже ведут подсчет утрат. Они отмечают, что если при Валентине Матвиенко сносилось примерно по 21 дому в год, то за девять месяцев правления губернатора Георгия Полтавченко Петербург лишился 16 исторических зданий. То есть, несмотря на смену власти, темпы сноса не утихают, говорят защитники наследия.

Еще одно здание, которое может потерять Петербург – дом Рогова. Он был исключен из списка выявленных объектов культурного наследия. Соответствующее распоряжение  выпустил комитет по охране памятников (КГИОП) на основании новой экспертизы дома, проведенной ООО «АРС», сообщает газета «Известия». Научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация»  под руководством зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия Михаила Мильчика провел альтернативную экспертизу дома, в которой опроверг доводы ООО «АРС» и подчеркнул необходимость включения объекта в список объектов культурного наследия. Михаил Мильчик говорит, что  дом Рогова и соседний с ним  дом Дельвига сохраняют ансамбль Владимирской площади, на которой находится храм Владимирской Божией Матери.  Дом купца Рогова построен в 1833 году, он является одним из немногих дошедших до наших дней образцов застройки Санкт-Петербурга пушкинской эпохи. Эксперты уже дважды признавали за ним историческую ценность и дважды обрекали его на снос, передавали инвесторам, которые только разрушали здание.

В прошлые выходные Николай Полисский представил в окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области свой новый проект – самую большую из всех созданных им когда-либо деревянных инсталляций «Вселенский разум». Инсталляция, занимающая примерно гектар, состоит из огромного ажурного «памятника мозгу» и ведущей к нему двойной колоннады из ракет. Полисский уже вынашивает идею создания новой инсталляции: к следующему маю в Никола-Ленивце он планирует воспроизвести кусочек Центра искусств имени Жоржа Помпиду, сообщает РИА Новости. А «Вселенский Разум», возможно, «переедет» в Сочи.

Телеканал «Культура» рассказывает о выставке архитектора, фотографа и музыканта Владимира Антощенкова «Петербург. Урбан классик», которая проходит в параллельной программе Московской международной биеннале молодого искусства в Центре фотографии им. братьев Люмьер. О монографии, написанной Григорием Ревзиным и посвященной современному архитектору-классику Михаилу Филиппову, пишет журнал «Эксперт». А «Новая газета» посвятила статью вышедшему сборнику «Словесные конструкции. 35 великих архитекторов мира». В него вошли разговоры Владимира Паперного, Григория Ревзина, Алексея Тарханова со знаменитыми архитекторами, такими как Оскар Нимейер, Сантьяго Калатрава, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Жан Нувель, Даниэль Либескинд и другие.