Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.07.2012

Большие проблемы и маленькие радости

Софья Кондрашина

О загадочном строительстве рядом с Кремлем, о том, когда будет открыт Большой Знаменский переулок в Москве, почему исследователи недовольны деятельностью МУАРа, а также о бюджетных проектах по благоустройству среды южноамериканских городов, – в новом обзоре блогов.

Общественное движение «Архадзор» пишет в своем блоге о строительстве, которое ведется  по обе стороны Кутафьи башни Кремля. Там появился высокий металлический забор, за которым можно рассмотреть стройплощадку. С южной стороны, на месте бывших камер хранения, поднимается монолитный каркас – основа будущего пристроя к Кремлю, говорится в блоге. «Архнадзор» напоминает, что у Кремля, как объекта ЮНЕСКО, нет буферной зоны, которая могла бы защитить его. Но территория вокруг него – охранная зона по российскому законодательству. Общественное движение отправит запрос в Министерство культуры, чтобы узнать, согласованы ли работы, и что планируется построить вблизи Кремля.

Для «Архнадзора» появилась и радостная новость ­­– демонтаж металлического забора, ограждающего Зарядье и выполняющего роль рекламного носителя. Общественное движение с воодушевлением восприняло это событие: «На смену «городу денег», роскошному снаружи и полному мерзости запустения внутри, приходит «город-сад» – открытое, зеленое пространство будущего парка».

А координатор «Архнадзора» Константин Михайлов выяснил, с чем связано решение закрыть для прохода Большой Знаменский переулок в Москве. Оказывается, памятник архитектуры дом Сергея Щукина является летней резиденцией министра обороны России. Осенью переулок снова будет открыт. Михайлов пишет: «И действительно – что же, всякая штатская шушера будет сновать мимо окон щукинского особняка туда-сюда, туда-сюда? До осени потерпят, а то, глядишь, и позабудут, где ходить можно было».

Архитектор Владимир Злоказов в блоге «Живые улицы» рассуждает о транспортной ситуации в Екатеринбурге. Он пишет, в то время как чиновники пытаются следовать автомобилецентричной американской модели, сами американцы заново открывают для себя велосипед. То же самое он предлагает сделать екатеринбургским властям и выступает со своим проектом строительства дорожной развязки на пересечении Объездной и Московской.

Блог UrbanUrban рассказывает о  бюджетных проектах по благоустройству среды бедных районов южноамериканских городов. Так, например, в Каракасе (Венесуэла) был создан детский центр для сирот в неиспользуемом пространстве под шоссе. Центр включает приют, детскую спортплощадку и мастерскую по деревообработке. А в Медельине (Колумбия) полгода назад появился эскалатор в одном из беднейших районов города. Он поднимает людей на крутой склон, высота которого равна высоте 28-этажного здания.

Жаркую дискуссию в блоге «Архитектурное наследие» вызвала статья, посвященная деятельности Музея архитектуры имени Щусева. Автор утверждает, что получить доступ к архиву музея крайне сложно. А вышедший путеводитель по коллекции музея дает понять, что создание доступного исследователям каталога архивных фондов не входит в задачи руководства. Кроме того, путеводитель толком не объясняет, что же хранится в музее, пишет блогер. Он заключает: «Скорее всего, МУАР как был, так и останется в обозримом будущем «черным ящиком» истории архитектуры, абсолютно бесполезным для науки». Следом за этой статьей посыпались другие обвинения и упреки в сторону МУАРа. Так, ЖЖ-юзер renardetraisin спрашивает: «Почему в этом прекрасном огромном особняке нет никакой экспозиции, но есть масса фондов, закрытых для посетителей?» А блогер zamos возмущается: «Вы вдумайтесь в стоимость фотографии! Отсканировать одну фотку стоит 3000 рублей!» На все эти претензии пришлось отвечать сотруднице музея Елизавете Лихачевой (lizzy78). Она отметила, что Музей архитектуры все-таки не архив, и он не работает по архивным правилам. Что касается  доступа к фондам, то во всех европейских музеях правила одни: надо писать письмо с объяснением темы исследования, а если ученый захочет опубликовать материал фонда, придется заключать договор, – пишет Лихачева. Она подчеркивает, что у музея нет постоянной экспозиции, так как десять лет назад его лишили пяти тысяч метров экспозиционных площадей, выселив из Донского монастыря и переселив в здание, требующее капитального ремонта.  


В блоге «Архитектурное наследие» также можно прочитать про усадьбу С. П. Дервиза или «кирицкий дворец» вблизи Рязани, который является ранним произведением архитектора Федора Шехтеля. Оно датируется примерно 1889 годом.  О заброшенной усадьбе Повалишиных в селе Васильевском Смоленской области пишет блогер olster28. В состав усадьбы, построенный в стиле классицизма, входят церковь, колокольня, дом и другие постройки.

Блог «Моя Москва» посвящает свой пост истории бывшей немецкой слободы на северо-востоке Москвы, на правом берегу Яузы. Блогер aroundtree рассказывает о деревянном особняке купца Носова в Москве, построенном по проекту Льва Кекушева в 1903 году. Об истории старинного самарского дома Прохоровых на углу улиц Чапаевской и Венцека пишет kraeham. 

В блоге «Советская архитектура» можно узнать о галерейных домах Киева 1940-1980-х годов. А daria-iz-orla рассказывает о Культурном переулке в Орле и его деревянных домах.