В Лондоне открылся очередной летний павильон Галереи Серпентайн.
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фото: David Hawgood via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Творение Олафура Элиассона и Кьетиля Торсена («Снохетта»), уже получившее прозвище «Скандинавского павильона», единодушно признано критиками лучшим проектом из восьмилетней архитектурной программы галереи, или, по крайней мере, равным замечательной постройке Тойо Ито и Сесила Бэлмонда (ARUP) 2002 года. Также это и самое высокое сооружение из всех: при высоте в 15 м оно несколько подавляет основное здание галереи. Павильон этого года выстроен из листов фанеры, укрепленных на стальной несущей конструкции. Насыщенный коричневый цвет постройки – результат обработки ее стен водоотталкивающим составом. Ее форма – слегка наклоненный конус, который опоясывает открытый пандус, успевающий сделать полный оборот, прежде чем довести посетителя до вершины сооружения. Там ему предлагается все же войти в павильон, и с маленького балкона посмотреть вниз, на просторный зал, составляющий его внутреннее пространство. Это затемненное помещение освещает овальное окно в вершине конуса, но, так как вся постройка слегка «сбита с оси», этот окулюс не производит впечатления взгляда «свыше», как в постройке, на которую осознанно ориентировались архитекторы – Пантеоне в Риме. Чтобы оценить павильон Элиассона и Торсена, необходимо обойти его со всех сторон, подняться и спуститься по пандусу, войти и выйти из зала. К этому и стремились авторы – заставить человека по-новому взглянуть на восприятие им пространства; это здание необходимо не только увидеть, но и пережить остальными четырьмя чувствами, а также осознать в движении. Внешне постройка напоминает детский волчок или аттракцион «спиральную горку», популярный в Великобритании. Но корни его образного языка, разумеется, значительно глубже – достаточно вспомнить минарет в Самарре. Игру с органами восприятия, а, главное, с сознанием человека, продолжает программа мероприятий, которые будут проходить в павильоне до начала ноября. В этом году это не открытые дискуссии с участием художников, критиков, теоретиков искусства и архитектуры, но «серия публичных экспериментов» в сферах психологии и физиологии. Но нетрудно догадаться, что главный «эксперимент» этой программы – это сам павильон.Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фото: Julian Osley via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фотография (с) Luke Hayes
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фото Luke Hayes
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фото: Loz Pycock via flickr.com. Лицензия CC BY-SA 2.0
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2007. Фотография © Luke Hayes
Олафур Элиассон и Кьетиль Торсен на открытии павильона
|