Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.06.2012

К светлому будущему?

Софья Кондрашина

О продолжающемся сносе исторических зданий в Петербурге, о четвертом семинаре конкурса на концепцию развития московской агломерации, об отношении архитекторов к созданию города для чиновников на территории «новой» Москвы и о выставке Сантьяго Калатравы в Эрмитаже, – читайте в новом обзоре прессы.

24 июня в Петербурге открылась 36-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Самой обсуждаемой новостью первой недели работы сессии стал отказ поднимать значившийся в повестке петербургский вопрос. Наблюдатели увидели в этом свидетельство кризиса международной организации, сдающей позиции под натиском политической конъюнктуры. Между тем депутат Алексей Ковалев заверил, что проект резолюции по Петербургу на сессии все же будет принят. Но петербуржцы уже не верят, что уничтожение наследия может быть остановлено. Режиссер Александр Сокуров говорит: «Сносы продолжаются... КГИОП ничего не может сделать... Даже обращение к прокурору не имеет никакой силы… Глубина порока становится такой, что просто общественными усилиями и легальной гражданской деятельностью ее не пресечь». По данным совместного исследования Save Europes Heritage, Московского общества охраны архитектурного наследия и движения «Живой город» только за последние 12 лет в Петербурге уничтожено свыше 150 исторических зданий, а сейчас разрушаются более 1300 памятников истории и культуры. Наибольшее опасение вызывает судьба комплекса зданий Военно-медицинской академии, Пулковская обсерватория и территория, на которой планируется построить элитный жилой комплекс «Набережная Европы» вместо парка, пишет петербургский журналист Сергей Ачильдиев. Он вспоминает шестичасовой телемарафон «Судьба Петербурга. Четвертое столетие», который состоялся в 2008 году в прямом эфире канала 100 ТВ. На нем были подведены неутешительные итоги разрушения исторического центра города. Журналист говорит, что телемарафон и сегодня сохраняет свою актуальность, ведь, по сути, в Петербурге мало что изменилось. Свидетельством тому является  снос корпусов лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. По закону в Петербурге недопустимо уничтожение зданий, построенных до 1917 года. Однако застройщик и Госстройнадзор уверяют, что их возводили с 1938 года, и что ни одно из этих строений не является объектом культурного наследия.


А в Москве состоялся четвертый семинар конкурса на концепцию развития московской агломерации. По его итогам больше всего баллов (7,6 из 10 возможных) получила архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова. В тройку лидеров также вошла нидерландская команда OMA и архитектурное бюро «Остоженка». Мастерская Чернихова делает акцент на выводе из Москвы всех промышленных предприятий и железнодорожных вокзалов. Присоединяемая территория, согласно их идее, должна развиваться на основе кластеров: образовательном, медицинском и других. Бюро ОМА предлагает создать на базе четырех московских аэропортов города-спутники с населением по 2,5 млн человек. Около района Внуково появится зона правительственных объектов, у Шереметьево – науки и образования, у Домодедово – бизнес-территория, а в Чкаловском разместится индустриальная зона. А на трети территории «новой» Москвы архитекторы хотят создать национальный парк. «Остоженка» предлагает поделить новые территории на три функциональные части – зону стабилизации с плотной застройкой в окружении зелени, зону активного урбанистического развития и защитный аграрный пояс. На семинаре архитекторы впервые сформулировали свое видение парламентского центра на территории «новой» Москвы. Так, специалисты из ЦНИИП градостроительства считают, что город для чиновников должен состоять из кварталов–«ячеек» диаметром не более 900 метров, в середине которых находится остановка общественного транспорта. А вот представители мастерской Чернихова, «Остоженки» и парижского бюро «l`AUC» уверены, что создавать «бюроград» не стоит. Они предложили оставить правительственные учреждения в «старом» городе.
Концепция развития московской агломерации архитектурно-дизайнерской мастерской A.A. Чернихова. Изображение: Архи.ру
Концепция развития московской агломерации архитектурно-дизайнерской мастерской A.A. Чернихова. Изображение: Архи.ру
В целом экспертная комиссия конкурса ожидала от семинара большего. В начале июля мэр Москвы должен обсуждать с президентом варианты переезда чиновников, а никаких конкретных расчетов и экономических обоснований архитекторы пока не привели. Между тем специалисты говорят, что на проект «Большая Москва» нет денег: частный бизнес потерял интерес к инвестированию в мегаполис, а деньги столичного бюджета понадобятся на решение внутригородских проблем.
Концепция развития московской агломерации архитектурного бюро ОМА © ОМА
Концепция развития московской агломерации архитектурного бюро ОМА © ОМА
Журнал Interview публикует беседу с архитектором Сергеем Скуратовым. Он так же, как и ряд участников конкурса на концепцию развития московской агломерации, считает, что  парламентский центр создавать не нужно. «Я бы попробовал сделать все, чтобы количество властных структур в нашей стране сократилось до минимума. От того, что им построят какие-то фантастические города, лучше работать они не станут», ­– говорит архитектор. Сергей Скуратов рассказал о том, какой должна быть современная архитектура, что должно измениться в центре города, прокомментировал идею создания парка в Зарядье. Архитектор не понимает, для кого будет предназначен парк. «Когда у нас не могут ничего построить, то создают парки», – заявил он.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин рассказал газете «Известия» о развитии столичной агломерации, о полномасштабной реконструкции Калужского шоссе и о московских пешеходных зонах. А о работе департамента культурного наследия Москвы журналист радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Бунтман побеседовал с главой ведомства Александром Кибовским.

В Музее архитектуры параллельно с выставкой «Неслучившееся будущее», на которой представлены фрагменты модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова, проходит еще одна – «Воображаемые театры в Риме». На ней выставлено 29 работ фотографа Карло Гаваццени Рикорди, который использует эффект сдвоенного и строенного кадра, а также панорамный формат при камерных сюжетах. 

А в Эрмитаже открылась выставка испанского архитектора Сантьяго Калатравы «В поисках движения». Название выбрано не случайно: почти половина экспонатов в ходе просмотра «оживает». Калатрава представлен на выставке не только в качестве архитектора, но и как художник, скульптор и сценограф. Основную часть экспозиции составляют архитектурные макеты построенных им зданий. Однако открывают выставку картины и абстрактные скульптуры, представляющие человека как своего рода архитектурное сооружение. Экспозиция включает и несколько висящих огромных яиц, созданных и вручную расписанных Калатравой. Подробнее о выставке, а также об отношении архитектора к современному искусству и том, что бы он хотел спроектировать, можно узнать в интервью Калатравы газете «Ведомости».