Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.06.2012

Архитектура ближнего боя

Скончался австрийский архитектор Гюнтер Домениг.

Центральная сберкасса на Фаворитенштрассе в Вене. Фото с сайта baunetz.de
Центральная сберкасса на Фаворитенштрассе в Вене. Фото с сайта baunetz.de
Домениг умер 15 июня 2012 в Граце, меньше месяца не дожив до 78-летия. Он принадлежал к важнейшим австрийским зодчим 20 века. С середины прошлого столетия он успел пройти путь от послевоенного модернизма – «структурализма» через брутализм к собственному изводу деконструктивизма.

С 1980 Домениг преподавал в Техническом университете Граца, который сам и закончил в 1959, считался ведущим представителем и главой грацской архитектурной школы.

Гюнтер Домениг. Фото с сайта bdonline.co.uk
Гюнтер Домениг. Фото с сайта bdonline.co.uk
Соратник по лагерю деконструктивистов Вольф Д. Прикс («Кооп Химмельб(л)ау») сравнил его манеру проектирования с боксом, назвав его мастером искусного ближнего боя. Также он отметил новаторство Доменига в работе с формой: еще до появления «параметрических» компьютерных программ тот создавал металлические фасады сложных трехмерных очертаний — например, в здании Центральной сберкассы на Фаворитенштрассе в Вене (1975–1979).

Собственный дом Штайнхаус в Каринтии. Фото с сайта baunetz.de
Собственный дом Штайнхаус в Каринтии. Фото с сайта baunetz.de
Делом жизни для Гюнтера Доменига был проект собственного дома Штайнхаус в Каринтии, который он строил и достраивал почти до конца жизни, с 1986 по 2008, воплотив в нем свою трактовку гезамткунстверка.

Наиболее известной поздней работой архитектора был Информационный центр Зоны съезда нацистской партии в Нюрнберге (1998–2001): деконструктивистская перестройка неоклассического «дворца съездов» времен фашизма.

Информационный центр Зоны съезда нацистской партии в Нюрнберге. Фото с сайта baunetz.de
Информационный центр Зоны съезда нацистской партии в Нюрнберге. Фото с сайта baunetz.de
Домениг также занимался сценографией, создавая декорации и костюмы для оперного театра в Граце — например, для постановок «Электра» Рихарда Штрауса и «Моисей и Аарон» Арнольда Шёнберга.

Н. Ф.