Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.05.2012

Дом Творца

Настя Тарасова

Швейцарское аббатство Беллелэй ежегодно дает художникам возможность выразить себя, устроив выставку-инсталляцию. В прошлом году уроженец Базеля Флориан Граф получил в свое распоряжение белоснежную барочную церковь и превратил ее прекрасный интерьер в жилище художника.

Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Работа Графа – образец синтеза искусств: она соединяет в себе масштабную пространственную инсталляцию, интерьерный дизайн, фотографию. Архитектор по образованию, Граф давно работает в других областях искусства. Особую важность для него как художника, по его словам, представляют взаимоотношение пространства и человека, эмоциональное и психологическое воздействие, которое оказывает на зрителя интерьер.
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf


Название, игра слов «Well, Come» означает «ладно, заходи»: автор приглашает нас к себе домой, говоря заодно «добро пожаловать». Не новость, что храм всегда воспринимался как своего рода дом, обитаемое пространство. Возможность использовать его для светских целей тоже не очень свежа и насчитывает столетия, если вспомнить о концертах для прихожан. Однако что будет, если церковь обживет человек?
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf
Инсталляция Be, Leave. Фото Gina Folly © Florian Graf


Двенадцатиметровая структура, встречающая посетителя сразу за церковными вратами, преследует две цели: она визуально разрушает привычное пространство храма и, одновременно, поддерживает, скрепляет его конструкцию. Белые четырехгранные в сечении «балки» из крашеной фанеры напоминают указывающие в противоположных направлениях стрелы.
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf


Художник «обживает» церковь, «мебилируя» хор и капеллы. В апсиде, на месте алтаря стоит кровать, в часовнях располагаются ковер, письменный стол, софа, туалетный столик с зеркалом, по стенам – фотографии в рамках. Но вместо профанации сакрального или  поругания святыни получается сакрализация профанного: у предметов, перенесенных сюда из жилого интерьера, органично возникают иерархические отношения с пространством храма.
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf
Общий вид экспозиции. Фото Gina Folly © Florian Graf


В раковине-купели горящие свечи вставлены вместо кранов. Фотографии призваны интимизировать пространство, придать ему камерность, напомнить о существовании художника и, одновременно, подчеркнуть его отсутствие. Этот эффект хорошо известен покинутому хозяевами дома на несколько минут гостю, который, предоставленный сам себе, бродит по комнате и рассматривает свидетельства чужой жизни. На фотографиях Графа жизнь действительно «чужая», непостижимая  – чуждые объекты в идиллических пейзажах, перевернутые здания, напоминающие НЛО, дерево без корней, висящее над газоном, тень маленького ростка на голом асфальте, «вырастающая» выше тени забора, вырванный «с мясом» звонок в одном из брюссельских домов, изогнутая закрытая металлическая дверца со следами вандализма.
Объект «Моя кровать» (sterben / streben). Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект «Моя кровать» (sterben / streben). Фото Gina Folly © Florian Graf


С обратной стороны изголовья кровати краской из баллончика нанесена надпись: «STERBEN STREBEN (нем. «умирать» и «стремиться, устремляться»). Слово STERBEN написано «по-леонардовски» – зеркально, справа налево. Отсюда открывается общий вид на интерьер храма с инсталляцией: указывающая вверх белая «стрела» соответствует слову «стремиться», а левая, более пологая – слову «умирать». Метафора, в сущности, довольно прозрачна, даже банальна, если принять эти два слова за глаголы: все наше существование описывается ими. Однако слово STREBEN как существительное может значить «контрфорс» или «стяжка». Если принять это во внимание, то вся инсталляция превращается в скобу, удерживающую конструкцию храма от разрушения, т. е. от смерти.
Объект «Моя кровать» (sterben / streben). Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект «Моя кровать» (sterben / streben). Фото Gina Folly © Florian Graf


Цель художника – вызвать экзистенциальные переживания зрителя: на кровати со словом «смерть» отдыхать уже не так спокойно. Такую же тревогу провоцируют и другие объекты: птичье гнездо из колючей проволоки (оно названо «Уютное начало»: как в нем сидеть?!), спасательный круг под одним из окон («Украшение и спасение»: церковь как дом и как ковчег!), старинные часы со словом Mo(nu)ment на маятнике, напоминающие о времени, но не указывающие его. По мере изучения выставки зритель погружается в поток собственных ассоциаций, вызванных всем этим обилием предметов-метафор. А сам замысел в целом демонстрирует буквально понятую метафору церкви как дома – эдакая шутка архитектора, перепутавшего контексты.

Флориан Граф родился в Базеле в 1980, в 2005 закончил Федеральную высшую техническую школу в Цюрихе. Затем учился в Лондоне, Эдинбурге и школе чикагского Института искусств. Живет и работает в Базеле, Лондоне и Берлине.

Комплекс аббатства Беллелэй существует с 12 в. и расположен в одноименном местечке в швейцарских горах Юра. С конца 19 в. он превращен в психиатрическую больницу, за исключением церкви, построенной там в начале 18 в. по проекту известного венского архитектора Франца Беера. Художественные выставки там организует с 1970-х гг. фонд аббатства Беллелэй (Stiftung Abtei Bellelay).
Объект "Well...". Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект "Well...". Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект “Homely Beginning”. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект “Homely Beginning”. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект “Ornament and Salvation”, 2011. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект “Ornament and Salvation”, 2011. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект MO(NU)MENT. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект MO(NU)MENT. Фото Gina Folly © Florian Graf
Объект “Transfixed”, 2011. Фото © Florian Graf
Объект “Transfixed”, 2011. Фото © Florian Graf
Работа из серии «Пристройки»(Extensions (Edinburgh)) 2009, C-print, 36 x 27 см © Florian Graf
Работа из серии «Пристройки»(Extensions (Edinburgh)) 2009, C-print, 36 x 27 см © Florian Graf
Работа «Открытая дверь» (Open Door), C-print, 36 x 27 см © Florian Graf
Работа «Открытая дверь» (Open Door), C-print, 36 x 27 см © Florian Graf