Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2012

Помнить, чтобы сохранить

Софья Кондрашина

Блогеры на этой неделе обсуждают наиболее яркие события прошедшей «Ночи музеев», в том числе открытие кладбища памятников в Екатеринбурге, требуют пересмотреть проект развития Пушкинского музея в Москве и остановить повальную застройку зеленых зон в Сочи. Об этих и других событиях – в новом обзоре блогов.

В центре Екатеринбурга в «Ночь музеев» было открыто кладбище снесенных домов, среди которых разрушенный в начале марта этого года универмаг «Пассаж». Пока собранных денег хватило на установку 48 надгробий. В дальнейшем автор идеи архитектор и главный редактор издательства TATLIN Эдуард Кубенский планирует создать «вторую очередь» кладбища, увековечив все снесенные за последние два десятилетия памятники, а их почти 100. Уже сейчас посмотреть и вспомнить все снесенные дома можно на сайте «Екатеринбург на память». Депутат городской Думы Екатеринбурга Леонид Волков, посетив открытие арт-объекта, делится своими впечатлениями: «Получилась отличная выставка – собственно, кладбище. Надеюсь, этот культурный объект просуществует долго, и станет одной из достопримечательностей Екатеринбурга». Председатель свердловского регионального отделения ВООПиК Олег Букин  в своем блоге пишет, что создание кладбища памятников подобно сакральному ритуалу, который помогает осознать утрату и залечить психологические раны.


А в Москве общественное движение «Архнадзор» и проект «Москва, которой нет» в Международный день музеев провели экскурсии по Волхонке, привлекая внимание горожан к вопросу реконструкции Пушкинского музея. Параллельно с экскурсиями представители «Архнадзора» собирали подписи под обращением к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой о передаче ГМИИ им. Пушкина особняка Щукина в Большом Знаменском, 8, в котором сейчас расположена приемная министра обороны, а раньше в нем находилась знаменитая коллекция французской живописи конца XIX – начала XX века. Представители «Архнадзора» настаивают на пересмотре проекта развития Пушкинского музея, на поиске компромиссных путей увеличения музейных площадей без разрушения и нового строительства. Координатор общественного движения Наталья Самовер заключает: «Чтобы проект развития прекрасного и совсем молодого в свои сто лет Пушкинского музея не вылился в потрошение 600-летнего городского района… не надо строить музейный городок. Музей – дитя Волхонки, он – ее порождение и ее украшение. Он должен остаться ее органической частью, ее другом, а не врагом». 

Архитекторы и градозащитники Сочи требуют остановить передачу общественных зеленых зон под застройку. Так, член Союза архитекторов России, профессор Международной Академии архитектуры Ованес Задикян написал обращение к главе города Анатолию Пахомову. В нем он требует у мэра разобраться в сложившейся ситуации, когда Правила землепользования и застройки, разрешающие строительство, оказались по сути важнее Генерального плана. Архитектор пишет, что ПЗЗ должны были остановить бессистемную застройку, на практике же с их введением роль Градостроительного совета была сведена к рассмотрению отдельных проектов, при этом Правила не проверяются на соответствие Генеральному плану. Ованес Задикян приводит пример: на генплане территория может быть обозначена как зона зеленых насаждений общего пользования, а в ПЗЗ она уже может числиться зоной застройки. В блоге «Привет, Сочи» приводятся конкретные цифры: в Нижнем Приморском парке вместе со сквером у Зимнего театра и сквером на ул. Соколова отдано под застройку более 19 тыс. кв. м общественных зеленых зон. Блогер требует отменить принятые ПЗЗ, аннулировать заключенные в нарушение Законодательства договора аренды, а в противном случае – начать процесс отзыва полномочий у главы города и роспуска Городского собрания Сочи.

greedyspeedy в своем блоге рассказывает о нереализованном конкурсном проекте архитектора Константина Мельникова. Здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпрома) должно было расположиться на Красной площади Москвы. Архитектор спроектировал монументальное сооружение, символизирующее, по его словам, «базу социализма – тяжелую промышленность». Здание в плане представляет собой две соединенные римские пятерки (V), обращенные в сторону Красной площади вершинами и расположенные по оси мавзолея. В центральной части между «пятерками» находится 16-этажная подземная часть в форме ромба, к которой ведут длинные лестницы. Надземная часть здания составляет 41 этаж. «Пятерки» завершаются консольными выступами с гигантскими скульптурами. Авангардное здание Наркомтяжпрома так и не было построено, в середине 1930-х годов настало время неоклассицизма, и власть «переключилась» на монументальный проект Дворца Советов.
Проект здания Наркомтяжпрома Константина Мельникова в современной Москве. Иллюстрация: greedyspeedy.livejournal.com
Проект здания Наркомтяжпрома Константина Мельникова в современной Москве. Иллюстрация: greedyspeedy.livejournal.com
В блоге «Прогулки по Москве» говорится о районе Олимпийской деревни. Он строился к Олимпиаде-80 для иностранных спортсменов, а после столь значимого события в нем поселились москвичи. Поэтому, с одной стороны, Олимпийская деревня стала типовым районом, а с другой – образцово-показательным, где  городская среда была продумана гораздо лучше, чем в других спальных районах Москвы. А блог «Города и веси России» пишет о петербургском районе улицы Савушкина, а также о монастырях: Никитском в Переславль-Залесском, Кирилло-Белозерском, Ферапонтове и Горицком Воскресенском в Вологодской области.