Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.05.2012

Стратегическое

Софья Кондрашина

О стратегиях развития Москвы, центра Петербурга и Перми, о повреждении покровского бастиона в Пскове и Летнего сада в Петербурге и об обсуждении ТЗ нового конкурса на парк в Зарядье, а также о других новостях – читайте в нашем обзоре прессы.

Проект парка в Зарядье «Зеленый акрополь». Иллюстрация: Москомархитектура
Проект парка в Зарядье «Зеленый акрополь». Иллюстрация: Москомархитектура
Газета «Комсомольская правда» публикует интервью с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым, который рассказал  о строительстве метро, создании пешеходных улиц,  а также о конкурсах на разработку концепции территории Зарядья и концепции развития московской агломерации. В частности, он сказал, что конкурс по развитию агломерации уже прошел треть пути, в конце мая состоится очередной семинар, на котором будут рассматриваться границы существующей и новой Москвы. А окончательные его результаты станут известны в сентябре. Между тем, участники строительного рынка к проекту «Большая Москва» относятся довольно скептически. «Газета.ru» приводит мнения  некоторых из них. Так, советник президента финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов считает, что без комплексной проработки генерального плана присоединяемая территория может превратиться в заселенный мигрантами район со слаборазвитой инфраструктурой. А коммерческий директор Nagatino i-Land Сергей Канаев вообще сомневается в том, что проект будет реализован в намеченных границах. А для его воплощения, он считает, необходимо уменьшить территорию новой Москвы и решить транспортные проблемы. Судя по всему, не верят в успех новой Москвы и сами чиновники. К такому выводу  пришла «Независимая газета», говоря о реконструкции 14-го корпуса Московского Кремля ценой 5 млрд рублей и сомневаясь в таком случае в переезде чиновников на территорию новой Москвы. 

Задачи, в том числе связанные с расширением границ столицы, призвана решить «Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года». Сейчас готова ее первая  рабочая версия. Документ должен стать основой для будущего Генплана и городских государственных программ. Среди главных задач стратегии – создание единой системы управления и планирования для Москвы и Московской области. Она закрепит сокращение промышленных зон в пределах столицы, увеличение пешеходных пространств, платный въезд для автомобилей в центр города, развитие сферы инноваций, образования и науки. Разработчики также обещают сделать московское жилье доступным и создать «умный город» на основе кластеров. Окончательную редакцию проекта внесут на утверждение в мэрию в сентябре. 

Техническое задание конкурса на концепцию развития территории Зарядья, сформированное в ходе прошедшего «народного» конкурса, можно обсудить на сайте Москомархитектуры, сообщают «РИА Новости».  В задании предложено отказаться от высотных, крупномасштабных зданий и сооружений, от больших открытых площадей и от атрибутов «парадного» стиля. Также рекомендуется использовать подземное пространство и по возможности уменьшить наземное строительство. Кроме того, в «народном» задании есть предложение провести археологическое обследование и историко-культурную экспертизу территории Зарядья.

На прошлой неделе СМИ рассказывали о новых московских велодорожках и о том, что их строительство должно начаться уже этим летом. The Village изучил предпроектное решение проектировщиков, которое сейчас обсуждает мэрия. Любопытно, что конкурс на разработку проекта выиграл НИИ Генплана, а на всех бумагах предпроектного решения стоят эмблемы и подписи «ГлавАпу». Сам же документ изобилует просчетами и ошибками. Так, например, вопреки международному опыту, большую часть велодорожек в Москве предлагается построить из плитки, а полосы запроектировать в 60 см, что противоречит нормам ГОСТа – только ширина стандартного руля велосипеда составляет 65 см. Из документа не ясно, как будут организованы пересечения с проезжими частями и с пешеходными дорожками. Документ содержит три конкретных маршрута велодорожек, на детальную проработку которых как раз на этой неделе появился госзаказ. Это маршрут от Краснопресненской до Фрунзенской набережной, от станции метро «Беляево» до «Южной» и от остановки «МКАД» в Капотне до метро «Братиславская». 
Веломаршрут от Краснопресненской до Фрунзенской набережной. Иллюстрация: The Village
Веломаршрут от Краснопресненской до Фрунзенской набережной. Иллюстрация: The Village
Власти Москвы определили еще три исторических здания, к реставрации которых привлекут частных инвесторов, пишет газета «Московские новости». Это дом мастера Сысоева XIX века в Печатниковом переулке («дом с кариатидами»), усадьба Гусева первой половины XIX века на Большой Полянке и  городская усадьба Колесниковых-Саргиных на Таганке. Оплатив реставрацию, арендаторы смогут пользоваться ими по ставке один рубль за кв. м в год в течение 49 лет. Мосгорнаследие объявило о создании так называемого «Общества хранителей Москвы»: «чтобы стать ответственным хранителем памятника, нужно поставить так называемый лайк в статусе соответствующего памятника архитектуры в социальной сети Facebook» – передает радио «Культура».

А в Санкт-Петербурге Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) объявил открытый конкурс на разработку концепции развития территорий (мастер-плана) исторического центра города. Пока на конкурс выставлены две из семи территорий, отобранных для участия в программе. Первая – это квартал от Марсова поля до Невского проспекта. Вторая – от Новой Голландии до второй сцены Мариинского театра. Эти  территории будут благоустроены, получат современную инженерную инфраструктуру, а здания, в том числе аварийные, будут реконструированы с сохранением своего внешнего вида. Также планируется вывести из центра города максимум автомобилей, создавая платные въезды, парковки и объездные пути. Программа сохранения исторического центра Петербурга рассчитана на десятилетия. Первый пилотный проект предполагается завершить к 2018 году. Оставить свои предложения относительно разрабатываемой программы можно на сайте КЭРППиТ

Градозащитники Петербурга продолжают возмущаться реконструкцией Летнего сада. Председатель регионального отделения Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Сергей Горбатенко считает, что город потерял Летний сад: «Сейчас они сделали сад, которого никогда не было. Новые элементы – настоящий фальсификат. Подробные чертежи фонтанов отсутствовали, и все приходилось додумывать». Другие общественники недоумевают, зачем Летнему саду выделили 2,3 млрд рублей, ведь в городе есть и другие значимые объекты, нуждающиеся в  восстановлении. Увидеть обновленный Летний сад можно будет уже 28 мая.

Петербургское отделение ВООПИиК предложило создать на федеральном уровне самостоятельный орган по охране наследия, независимый от Министерства культуры. С такой просьбой они обратилась к президенту Владимиру Путину. Необходимость создания такого комитета обоснована повальным разрушением памятников. Например, недавно строители повредили памятник федерального значения, фортификационное сооружение времен Петра I в Пскове – бастион у Покровской башни – об этом пишут «РИА Новости». Экскаватор поработал 7 мая, в блогах это сообщение появилось почти мгновенно, теперь повреждение бастиона, уничтожение деревьев и возможное возрождение проекта строительства многофункционального кластера «Псковский» рядом с Покровской башней, отклоненноо несколько лет назад, обсуждает пресса. Сейчас все работы остановлены, составлен акт о нарушении федерального закона при работах на памятнике. В дальнейшем будет проведена комплексная проверка с участием Контрольного управления администрации Псковской области, подрядчик будет обязан изучить нарушенные склоны бастиона и восстановить его профиль. А проект реконструкции набережной решено вернуть на рассмотрение градостроительного совета.

Вопрос преобразования территорий и формирования спроса на качественную городскую среду обсудили в Перми на межрегиональном «Архитектурно-строительном форуме». Архитектор, главный специалист отдела планирования и планировки МБУ «Бюро городских проектов» Александр Ложкин считает, что Пермь должна стать компактным городом с комфортной структурой, многофункциональным использованием территорий, полноценными общественными пространствами и природным ландшафтом, качественной системой общественного транспорта и разнообразным жильем. Заместитель председателя Пермской городской думы Аркадий Кац подчеркнул, что стратегия развития города не будет работать, если инвесторы не вложатся в проведение инженерных сетей, развитие социальной и дорожной инфраструктур. Конечной же целью стратегии чиновник считает увеличение человеческого потенциала. Все участники круглого стола сошлись на том, что стратегия развития Перми должна разрабатываться на основе диалога градостроителей, представителей бизнеса и власти.