4-го мая в здании ратуши Вены были названы пять победителей Wienerberger Brick Award 2012 – архитекторов из разных стран, использующих в своих постройках кирпич.
Церемония награждения в зале венской ратуши.
Brick Award – премия, которую крупнейший производитель кирпича компания Wienerberger AG раз в два года присуждает за лучшие постройки из строительной керамики. На конкурс объекты выдвигают архитектурные критики и журналисты. В этом году было подано 300 заявок на участие, из которых отобрали 50 проектов из 28-ми стран, среди них жюри определило пять победителей. В состав судей вошли известные архитекторы: Пламен Братков (Plamen Bratkov, Болгария), Рудольф Финстервальдер (Rudolf Finsterwalder, Германия), Хрвое Храбак (Hrvoje Hrabak, Хорватия), Джон Ф. Лассен (John Foldbjerg Lassen, Дания), Чжанг Лей (Zhang Lei, Китай).
Церемония награждения проходила в Венской ратуше в сопровождении Венского симфонического оркестра.
Приветственное слово генерального директора Wienerberger AG Хаймо Шойха. Фотографии Wienerberger AG.
Гостей приветствовали мэр Вены и руководство компании Wienerberger AG.
Хаймо Шойх (Wienerberger) и лауреаты: Павол Панак (Pavol Panak), Барт Лэнс (Bart Lens), Франциско и Мануэль Аирес Матеус (Francisco and Manuel Aires Mateus), Питер Рич (Peter Rich), Алан Перт (Alan Pert).
Гран-при и приз в номинации «Специальное решение из кирпича» получил южно-африканский архитектор Питер Рич с коллегами (Peter Rich, Michael Ramage, John Ochsendorf) за «Информационно-справочный центр Мапунгубве» (Mapungubwe Interpretation Centre) в Южной Африке.
Приз в номинации «Специальное решение из кирпича» - Mapungubwe Interpretation Centre в Южной Африке. Архитекторы: Peter Rich,мMichael Ramage, John Ochsendorf.
Культурный ландшафт Мапунгубве входит в список наследия ЮНЕСКО с 2003 года. Его справочный центр – это пространство, состоящее из сводчатых павильонов разных размеров, где в исконной среде Национального Парка экспонируются археологические находки.
Приз в номинации «Специальное решение из кирпича» - Mapungubwe Interpretation Centre в Южной Африке. Архитекторы: Peter Rich,мMichael Ramage, John Ochsendorf.
В сотрудничестве с Кембриджским Университетом и Массачусеттским Институтом Технологии архитекторы изучили конструкции средиземноморских сводов и использовали их в своем проекте. Еще в 1970-х, в период апартеида Питер Рич исследовал и зафиксировал типологию традиционных африканских поселений. Эти изыскания помогли ему органично вписать новое здание в контекст: «Я смотрю на их жилища и создаю здание, философия которого уходит корнями в местную традицию».
Приз в номинации «Специальное решение из кирпича» - Mapungubwe Interpretation Centre в Южной Африке. Архитекторы: Peter Rich,мMichael Ramage, John Ochsendorf.
Архитекторы проявили особое старание, чтобы привлечь к реализации проекта местное население, решая, таким образом, и образовательные, и социальные проблемы. Для постройки комплекса они пригласили безработных жителей, которые были обучены производству кирпича и черепицы ручным способом. Это не случайное решение, а кредо мастерской Питера Рича: «Проектировщики должны работать для широкой аудитории, для тех кто не может себе позволить пригласить архитектора. Я хочу быть полезным для менее привилегированных».
«Баланс между устаревшими технологиями и хайтеком с отсылками к необычному местному ландшафту создает архитектуру с универсальными и вневременными измерениями» – так сказал про эту работу член жюри Хрвое Храбак.
Приз в категории «Нежилое здание» - Substation for 2012 Olympic Park. Архитектурная мастерская NORD (Глазго, Шотландия). Фотографии: Andrew Lee and ZONE Media GmbH.
В номинации «Нежилое здание» стала лауреатом шотландская архитектурная фирма NORD с проектом электрической подстанции, предназначенной для обслуживания Олимпийских игр 2012 года и расположенной в парке лондонского Ист-Энда.
Приз в категории «Нежилое здание» - Substation for 2012 Olympic Park. Архитектурная мастерская NORD (Глазго, Шотландия).
Чистое геометрическое решение подчеркнуто текстурой угольно-черных кирпичей. Выразительность зданию придает контраст фактур монотонной кирпичной поверхности внизу фасада и более рыхлой узорчатой кирпичной кладки в верхней части здания.
Приз в категории «Нежилое здание» - Substation for 2012 Olympic Park. Архитектурная мастерская NORD (Глазго, Шотландия).
Это постройка – часть комплекса, образующего ткань Олимпийского парка. При этом его «монолитная простота умышленно отделяет себя от эффектной игры с формой, характерной для окружающих спортивных сооружений» – так определил концепцию автор проекта, основатель архитектурного бюро NORD архитектор Алан Перт (Alan Pert).
Приз в категории «Нежилое здание» - Substation for 2012 Olympic Park. Архитектурная мастерская NORD (Глазго, Шотландия).
Проект в современной интерпретации продолжает традиции промышленного строительства Лондона. «Жюри считает эту постройку очень успешным проектом за счет ее ясной идеи и идеального исполнения кирпичного фасада», – прокомментировал награждение Чжан Лей.
Первое место в номинации «Дом для одной семьи» - Rabbit Hole. Архитекторы Bart Lens, Hasselt. Фотографии: Philippe van Gelooven и Bieke Claessens.
В номинации «Дом для одной семьи» архитектор Барт Лэнс (Bart Lens) впечатлил жюри своим проектом в Гаасбеке (Бельгия), названным «Кроличья Нора».
Первое место в номинации «Дом для одной семьи» - Rabbit Hole. Архитекторы Bart Lens, Hasselt (Гаасбек, Бельгия).
В задачу архитекторов входила реконструкция полуразвалившегося кирпичного фермерского дома, сарая для коровы и хозяйственного двора. Все постройки приспосабливаются для проживания и ведения ветеринарной практики. Фермерский дом адаптировали к требованиям современного жилья, причем полностью сохранив его сельское очарование. «Кирпич используется здесь не только как материал стен, он стал главной идеей этого проекта, он связывает прошлое и настоящее», – рассказал автор.
Первое место в номинации «Дом для одной семьи» - Rabbit Hole. Архитекторы Bart Lens, Hasselt (Гаасбек, Бельгия).
Из каждого окна этого дома виден замок Гаасбека XVII века. Так же, как и замок, «Кроличья нора» стала визуально сильным и культурно определяющим элементом ландшафта. Ее архитектура настолько органично вписана в окружение, что кажется, что все так исторически сложилось еще испокон веков или было создано самой природой.
Первое место в номинации «Дом для одной семьи» - Rabbit Hole. Архитекторы Bart Lens, Hasselt (Гаасбек, Бельгия).
Кстати, все прочие постройки мастерской Барта Ленса создаются тоже из кирпича. В Бельгии есть поговорка, которая звучит так: «Бельгийцы рождаются с кирпичом в животе».
В этом проекте жюри больше всего поразила пристройка в форме раструба, дымовой трубы, которая и дала название проекту. Она была создана как промежуточное пространство между двумя зданиями – жилым домом и ветеринарной клиникой. «Это действительно вдохновляет, когда ты стоишь в общественной зоне, смотришь через заново созданное пространство, и не видишь, что происходит дальше, за поворотом, так что тебе остается идти на свет», – делится впечатлениями Пламен Братков.
Номинация «Жилое Здание» - House for elderly people. Архитекторы Francisco и Manuel Aires Mateus (Лиссабон, Португалия). Фотографии: Andrew Lee, ZONE Media GmbH и FG + SG.
Португальские архитекторы братья Франциско и Мануэль Аирес Матеус (Francisco and Manuel Aires Mateus, Лиссабон, Португалия) победили в номинации «Жилое Здание» с домом для престарелых в Алка́сер-ду-Сал (Португалия).
Номинация «Жилое Здание» - House for elderly people. Архитекторы Francisco и Manuel Aires Mateus (Лиссабон, Португалия).
Они создали живое пространство, которое функционально, комфортно и соответствует нуждам общества. «Нашей целью было гарантировать обитателям дома сбалансированное соотношение между жизнью в сообществе нуждающихся в заботе пожилых людей и уважительной защите их уединения, – сказали архитекторы. – Вследствие ограниченной мобильности тех, кто будет жить в здании, любое перемещение должно быть эмоциональным, привносить новый опыт». Дизайн интерьеров предусматривает личное пространство, использование и оформление которого определяется самими постояльцами.
Номинация «Жилое Здание» - House for elderly people. Архитекторы Francisco и Manuel Aires Mateus (Лиссабон, Португалия).
Длинное здание извивается над поверхностью, поднимаясь и опускаясь в соответствии с рельефом местности. Окружающий сад доходит до крыши и доступен с верхней части здания. Термически изолированная, пустотелая стена отштукатурена снаружи и покрыта белым блестящим слоем краски, который подчеркивает скульптурный характер формы здания.
Номинация «Жилое Здание» - House for elderly people. Архитекторы Francisco и Manuel Aires Mateus (Лиссабон, Португалия).
Фасад напоминает шахматную доску (а так же позвоночник или вставную челюсть), с белоснежной поверхностью, которая «пробита» остекленными проемами или нишами. «Пробелы разработаны, чтобы позволить свету добраться до коридора, чтобы дать последовательность видов и обеспечить в номерах открытые веранды», – объясняет Айресе Матеуш. – Это не столько фасад, сколько сложение или вычитание массы и пустоты».
Член жюри Рудольф Финстервальдер высказался так: «Архитектура здесь понимается как скульптура и поэтому относится в традиции великих португальских мастеров: А́лвару Си́за Виейра (Álvaro Siza Vieira) и Эдуарду Соуту де Моура (Eduardo Souto de Moura)».
Победитель номинации «Перепланировка» - архитектурная мастерская из руин. Архитектор Pavol Panak (Братислава, Словакия). Фотографии: Tomas Manina, Pavol Panák, ZONE Media GmbH
В номинации «Перепланировка» жюри выбрало мастерскую «выходного дня» словацкого архитектора Павола Панака (Pavol Panak, Братислава, Словакия).
В течение 10 лет он самостоятельно проделал большую часть реставрационных работ и превратил бывшую кирпичную печь для обжига кирпичей, расположенную в Ча́хтице у подножия Карпатских Гор, в свое личное, архитектурное «убежище».
Победитель номинации «Перепланировка» - архитектурная мастерская из руин. Архитектор Pavol Panak (Братислава, Словакия).
«Студия отдает дань уважения традиции, месту и производству кирпичей. Обжигание кирпичей было особо важной работой, требующей концентрации, терпения и навыка», – так архитектор Павол Панак описывает свой подход к проекту. Убежденный в том, что архитектура требует порядка, следования традициям и в тоже время эволюции, автор создал студию, основанную на почти идеальном соблюдении правил декартовой геометрии.
Победитель номинации «Перепланировка» - архитектурная мастерская из руин. Архитектор Pavol Panak (Братислава, Словакия). Фотография Tomas Manina.
Член жюри Джон Фолдбьерг Лассен так передает свои впечатления: «Здание волнует, потому что вызывает много эмоций – тем, как оно создает собственное пространство и как сливается с окружающим».
BRICK - сборник проектов победителей и номинантов, попавших в шорт-лист
Из россиян церемонию посетили архитекторы из бюро Архитектуриум, SPEECH Чобан&Кузнецов, Студии-44, бюро Евгения Герасимова; архитекторы из Екатеринбурга и Казани, журналисты Архи.ру и журнала «Татлин».
Мероприятие сопровождалось презентацией книги Brick'12 с проектами зданий, победивших в конкурсе, а также всех построек, которые попали в шорт-лист. Книга наглядно демонстрирует, насколько инновационным может быть кирпич при его использовании в современной архитектуре. Описания проектов сделаны архитектурными журналистами, которые лично посещали объекты. «Очей очарованье», как написал о книге немецкий архитектурный журнал Deutsches Architektenblatt, является отличным пособием для архитекторов и студентов.
Кроме того, в этом году во вторую часть книги впервые включен журнал Brick+. В нем рассказывается о применении кирпича в проекте реконструкции лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн (Tate Modern), выполненном швейцарским архитектурным бюро Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). В очерке об архитекторе сэре Дэвиде Чипперфильде (David Chipperfield) можно прочитать его о трудовых буднях и отдыхе. А эссе лауреата Нобелевской премии по литературе Эльфриды Елинек (Elfrida Eleenek) повествует о скульпторе керамисте Курте Онсорге (Kurt Ohnsorg).
Лучшее кирпичное
|