Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.07.2007

Выйти к Уралу

Архитектор:
Дэвид Аджайе
Одиль Декк
Заха Хадид
Ханс Холляйн
Мастерская:
Asymptote
Coop Himmelb(l)au

В финал конкурса на проект нового здания Пермской художественной галереи вышли несколько зарубежных архитекторов, известных своими смелыми и оригинальными проектами.

Дэвид Аджайе. Музей современного искусства в Денвере. Проект
Дэвид Аджайе. Музей современного искусства в Денвере. Проект
Основными критериями отбора организаторы конкурса называли молодость потенциального победителя или же необычность его творческого языка и наличие опыта разработки проектов музейных сооружений, если речь идет о признанном мастере.
К наиболее именитым участникам второго этапа можно отнести лауреатов Притцкеровской премии Ханса Холляйна и Заху Хадид. У обоих есть необходимый опыт, причем, у первого больше, чем у второй (особенно если считать реализованные проекты), и работы обоих отличает яркий индивидуальный стиль (хотя в этом аспекте с Хадид сложно кому-либо сравниться). В то же время, в работах Холляйна можно найти больше внимания к деталям и особенностям того или иного заказа, как, на пример, в его Музее стекла и керамики в Тегеране. Заха Хадид больше стремиться к решению формальных задач, что лучше сочетается с произведениями современного искусства, чем с более традиционными собраниями Пермской художественной галереи.
Одиль Декк – видный педагог и теоретик современной архитектуры. Ее идея Hyper-Tension – «гипер-напряжения» - воплощается в постройках необычного облика, поражающих воображение даже сейчас, когда, как казалось бы, часто появляются производящие подобное впечатление проекты. Негативный аспект ее работ – то, что они сложно реализуемы, к тому же опыта в строительстве (но не проектировании) музеев у нее пока нет.
Австрийскую мастерскую «Кооп Химмельб(л)ау» также можно отнести к заслуженным участникам финала конкурса. У Вольфа Д. Прикса есть многолетний опыт не только проектирования общественных зданий вообще, но и музеев, в частности. Среди последних примеров – открывшийся неделю назад в США Музей искусств города Экрон. Работы мастерской еще в 1988 году Филип Джонсон включил в знаковую выставку «Деконструктивистская Архитектура» в Музее MOMA в Нью-Йорке, но «Кооп Химмельб(л)ау» с тех пор не сдало позиций, продолжая проектировать необычные и полные энергии здания.  
К более молодому поколению относятся Дэвид Аджайе и бюро Asymptote. Архитекторы Asymptote уже почти 20 лет относятся к подающим надежды и постепенно переходят в категорию мэтров. Их работы, отражающие широкие возможности цифровой архитектуры, давно привлекли внимание публики и критики, но реальные возможности для воплощения своих более масштабных проектов в жизнь появились у архитекторов лишь в последние годы.
Как фаворита конкурса можно рассматривать Аджайе: его считают самым талантливым из молодых архитекторов Великобритании, его Музей современного искусства в Денвере должен открыться уже этой осенью, а если его проекты, как правило, более сдержаны, чем у его соперников по финалу, то недостаток театральных эффектов легко восполним вниманием Дэвида Аджайе к проблемам экологии и к взаимодействию общественного здания с тем отдельным, рядовым человеком, для которого оно возводится.
Одиль Декк. Частный музей в Австрии. Проект
Одиль Декк. Частный музей в Австрии. Проект
Asymptote. Музей Eybeam. Проект
Asymptote. Музей Eybeam. Проект
Ханс Холляйн. Музей стекла и керамики в Тегеране
Ханс Холляйн. Музей стекла и керамики в Тегеране
Заха Хадид. Музей – Научный центр «Фэно» в Вольфсбурге
Заха Хадид. Музей – Научный центр «Фэно» в Вольфсбурге