В конце апреля в присутствии Ее Величества королевы Великобритании и Его Высочества герцога Эдинбургского в Гринвиче на востоке Лондона был открыт музей клипера «Катти Сарк» — пожалуй, самого известного судна Соединенного Королевства.
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» — единственный в мире чайный клипер, сохранившийся до наших дней. Он сошел со стапелей одной из шотландских верфей в 1869 и ходил по морю до середины 1920-х годов. В 1938 судно стало учебным, а в 1954 — превратилось в музейный экспонат Королевского музея Гринвича. В 2004 стартовала программа реставрации «Катти Сарк», однако сильный пожар, произошедший спустя три года, почти полностью уничтожил деревянные части судна. Тогда на помощь пришел Heritage Lottery Fund — фонд, занимающийся сбором средств для реставрации объектов культурного наследия через лотерею. В итоге благодаря простым британцам, приобретающим лотерейные билеты, удалось собрать огромную сумму — около 25 млн фунтов (хотя итоговый бюджет составил вдвое больше: 50 млн). Проект музея «Катти Сарк» поручили бюро Николаса Гримшо. «Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
Архитекторы приняли решение превратить сухой гринвичский док в подземный экспозиционный зал. Иными словами, судно длиной 64,8 м и шириной 11 м подняли в воздух и закрепили на металлических распорках на высоте примерно 3,3 м от пола.«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
Таким образом, посетители могут по достоинству оценить пластику корпуса корабля, развивавшего рекордную для парусника скорость 17,5 узлов, то есть более 30 км/ч. Сам клипер стал и элементом конструкции здания, поскольку верхняя часть судна расположена над контуром остекления, имитирующим морскую волну. Благодаря прозрачной кровле с каркасом из металлических профилей экспозиционный зал наполнен дневным светом. «Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
Экспозиция включает в себя материалы по истории судна, рассказывающие о его рейсах за чаем в Китай и за шерстью в Австралию. Но одной «Катти Сарк» музей не исчерпывается: например, там также выставлена коллекция фигур, украшавших носы английских парусников.«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
После пожара специалисты восстановили 17,5 км такелажа, 3 тыс. м2 парусов, деревянную палубу судна, обновили уникальную обшивку корпуса, представляющую собой пластины из сплава меди, цинка и свинца. По словам авторов проекта, музей «Катти Сарк» призван напомнить всему миру о славе Британии как главной морской державы мира.
А. Б.
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Anthony Devlin/PA
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Dan Kitwood/Getty Images
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
«Катти Сарк» – проект музеефикации © Jim Stephenson
|