Представлены два новых архитектурных проекта с художественным содержанием: бюро Рема Колхаса ОМА спроектировало институт перформанса для Марины Абрамович в штате Нью-Йорк, а «Херцог & де Мерон» вместе с Ай Вэйвэем — очередной летний павильон лондонской галереи Серпентайн.
Институт Марины Абрамович (MAI) в городке Гудзон близ Нью-Йорка расположится в здании бывшего театра, ныне заброшенном; он станет пространством для проведения перформансов, также там устроят архив творчества самой Абрамович, охватывающего последние 40 лет. Еще это будет лаборатория для изучения всех временных и нематериальных жанров искусства: кино, театра, музыки, оперы, балета, видео-арта, не говоря уже о перформансах.
Разнообразные пространства для перформансов и других выступлений, учебные и исследовательские зоны спланированы с учетом богатого опыта заказчицы, на основе достижений ОМА в сфере проектирования театров и музеев и кураторства выставок.
MAI, чье полное название звучит как «Институт сохранения искусства перформанса Марины Абрамович», предназначен также и для «приучения» публики к восприятию длительных перформансов и даже к участию в них. Среди мебели, светильников и других объектов, которые ОМА создали специально для института, есть кресла на колесиках: когда зрители будут засыпать во время просмотра особенно длинных произведений, служители смогут откатить их в тихое помещение.
Не менее оригинальным будет 12-й по счету летний павильон галереи Серпентайн в Кенсингтонском саду в Лондоне. Для работы над этим проектом Жак Херцог и Пьер де Мерон вновь объединились с китайским художником Ай Вэйвэем (он был соавтором их Олимпийского стадиона в Пекине, наряду с несколькими художественными проектами).
Авторы планируют устроить на месте ежегодного расположения павильонов «археологические раскопки», погрузиться в землю на 1,5 м и найти следы 11 построек прошлых лет. От каждого павильона будет выбран один «артефакт», на месте которого вырастет опора или стена, поддерживающая крышу нового павильона. К этим 11 «колоннам» добавится 12-я, за текущий год, чье расположение выберут произвольно.
Круглое в плане пространство «раскопок», состоящее из асимметричных «траншей», вымощено листами пробки; этот материал выбран за легкость в использовании, а также за сходство с разрыхленной почвой. В центе павильона пробурят скважину до уровня грунтовых вод: это еще одно напоминание посетителям о глубинном, невидимом слое всякой постройки, да и вообще любого участка земной поверхности.
Легкое перекрытие павильона, опирающееся на 12 опор, послужит мелким водоемом для дождевой воды, в котором будет отражаться лондонское небо. Когда понадобиться превратить его в танцпол или сцену, воду можно будет спустить в расположенную ниже скважину.
Обычно летние павильоны галереи Серпентайн продаются осенью на аукционе, но в этом году покупатель уже известен: это самый богатый житель Великобритании, сталелитейный магнат Лакшми Миттал. Его интерес к проекту, видимо, связан с его общей поддержкой Олимпиады-2012: например, он стал спонсором сооружения «Орбиты», огромной стальной конструкции Аниша Капура рядом с Олимпийским стадионом. Павильон в Кенсингтонском саду, хотя и не связан со спортом напрямую, является ключевым событием в программе «Олимпиады культуры» и Лондонского фестиваля, приуроченных к Играм-2012.
Еще одна особенность павильона в том, что в этом году его строят архитекторы, уже работавшие в Англии (отсутствие такого опыта раньше было основой для выбора участников программы). Однако совместно с Вэйвэем Херцог и де Мерон в этой стране не работали, что и позволило обойти это ключевое условие.
Павильон простоит в Кенсингтонском саду с 1 июня по 14 октября 2012.