Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.05.2012

Назад в будущее

Марина Ширская
Мастерская:
СПИЧ

К открытию Миланской недели дизайна журнал Interni подготовил проект Interni Legacy, посвященный теме «Наследие». Его участники в своих инсталляциях постарались вывести формулу передачи будущему поколению материальной и духовной культуры, созданной поколениями прошлыми и нынешними. Среди авторов такие именитые архитекторы и дизайнеры, как Одиль Дек, Ричард Мейер, Алессандро и Франческо Мендини, Ора Ито и другие. Настоящим событием стало приглашение к участию в столь представительном международном проекте бюро SPEECH Чобан&Кузнецов. Инсталляция российских архитекторов эффектно и полно ответила на поставленный организаторами вопрос.

Инсталляции во дворе Миланского государственного университета (Universita degli Studi di Milano)
Инсталляции во дворе Миланского государственного университета (Universita degli Studi di Milano)
С 1990 года журнал Interni является одним из основных организаторов сопутствующей Миланскому мебельному салону Недели дизайна. Кураторы проекта этого года задались сложным вопросом – что из окружающего нас обилия дизайнерских и архитектурных идей, из всего того, что прошло испытание временем, и того, что мы ценим сегодня, сформирует наследие для будущих поколений? Каким оно будет с точки зрения технологий, материалов, производства? Как будет осуществляться взаимосвязь исторического наследия, современной архитектуры и дизайна будущего?

Выставка открылась 16 апреля в здании Миланского государственного университета (Universita degli Studi di Milano). Огромное двухэтажное краснокирпичное здание, вытянувшееся на целый квартал, начало строится в 1456 году и изначально предназначалось для госпиталя. Внутри, как и во многих других с виду неприступных домах Милана, расположены светлые дворы с двухэтажными галереями по периметру. Именно в этих дворах и галереях разместились инсталляции участников проекта Interni Legacy.
Инсталляция Одиль Дек
Инсталляция Одиль Дек

Французский архитектор Одиль Дек представила свое послание в будущее в виде 4,5-метрового куба, состоящего из 31 фарфоровой пластины. Невидимый конус по диагонали пронизывает куб, создавая контраст между сплошной поверхностью и пустотой. В зависимости от точки осмотра объект предстает либо плотным объемом, либо становится почти прозрачным, «расщепляя» просвечивающее сквозь него пространство на множество отдельных фрагментов. Композиция получила название 3D X1 Multi Slice View.

Инсталляция Surface братьев Алессандро и Франческо Мендини заняла самое заметное место в главном дворе, прямо напротив входа. Девять плоских поверхностей различной высоты и формы, с нанесенным на их поверхность с помощью струйной печати орнаментами напоминают алтарь или театральные декорации, которые постоянно меняются в зависимости от освещенности и времени суток.

Микеле Де Луки (Michele De Lucchi) вместе с Филиппе Нигро (Philippe Nigro) построил у самого входа во двор металлическую площадку, предложив посмотреть и оценить окружающую действительность с новой непривычной точки. Конструкция состоит из 4 уменьшающихся кверху платформ из вощеного темно-серого чугуна, соединенных между собой ступенями и увенчанных перголой из ясеня.

Итальянский архитектор Массимо Йозо Гини (Massimo Iosa Ghini) представил свой проект в виде девятиметровой башни облицованной керамическими плитами, имитирующими камень – материал, который испокон веков служил архитекторам и скульпторам источником вдохновения. Сквозь прорезь в плитах просвечивает светодиодный экран, на котором в символической форме запечатлена «память» камня, его настоящее и будущее.

Чуть левее от входа китайский архитектор Цанг Ке (Zhang Ke) «вырастил» три разновеликих белоснежных сталагмита. Его инсталляция носит название Village Mountains. Жители горных деревушек Китая постепенно переселяются в города, но желание жить в горах в своем доме остается неизменным – чтобы удовлетворить это стремление архитектор предлагает создать горы в городе, предоставив каждой семье отдельную, напоминающую соты ячейку, в которой они могли бы создать свой дом. Таким образом он планирует достичь гармонии между традицией и современным городским образом жизни.
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, руководящие партнеры бюро SPEECH Чобан&Кузнецов
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, руководящие партнеры бюро SPEECH Чобан&Кузнецов

А в соседнем небольшом дворе раскидистое дерево из солнечных батарей «посадил» японский архитектор Акихиша Хирата (Akihisa Hirata). Этот проект, созданный при поддержке компании Panasonic, называется Photosynthesis и представляет собой миниатюрную энергетическую систему – концептуальный опытный образец архитектуры будущего. Вдохновение архитектор черпал, наблюдая за жизнью обыкновенного дерева и взаимодействия отдельных его частей: листьев, фруктов и цветов. Листья-батареи вырабатывают энергию, которая заставляет «расцветать»-светиться многочисленные маленькие лампочки-«цветы» и огромные светящиеся шары-«фрукты», разбросанные на газоне и развешанные в галереях вокруг двора.

Арт-объект бюро SPEECH Чобан&Кузнецов расположен в главном дворе, в правом от входа углу. Угловое местоположение, между затемненной галереи и ярко освещенной лужайкой, выгодно подчеркивает совершенство формы объекта – шара с зеркальной поверхностью, в которой эффектно отражается двухъярусная колоннада здания, голубой небо, трава и проходящие мимо люди.

По словам Сергея Кузнецова, инсталляция – это нечто временное, не претендующее на вечность, но исполнение его должно быть безупречно (за исполнение отвечала компания Taltos, входящая в корпорацию Velko Group), а идея проста и ясна с первого взгляда. Ведь зритель тратит на осмотр объекта, как правило, около минуты и за это время он должен ухватить всю суть инсталляции без лишних объяснений и чтения пояснительной записки. Ход мысли при создании инсталляции был примерно такой: кто непосредственно создает объекты наследия – архитектор, и  делает он это, прежде всего, с помощью своих органов зрения – он смотрит, видит, переосмысляет и только затем творит. Глаз архитектора в данном случае является важнейшим инструментом, он служит фильтром между прошлым и будущим. Именно так и названа инсталляция – «Глаз архитектора».

Символическим и метафорическим изображением глаза стала отполированная до зеркального блеска сфера диаметром 2,5 метра из нержавеющей стали со стеклянной линзой, обращенной в центр двора. Через линзу виден светодиодный экран, на котором изображения, имитирующие поведение зрачка человеческого глаза, непрерывно сменяются фотографиями знаменитых памятников русского авангарда, находящихся на грани разрушения. В итоге диалог между инсталляцией и историческим окружением ведется на равных и получается невероятно острым. В нем нет ни панибратства, ни безропотного поклонения, а его четкий месседж мгновенно считывается: наше «завтра» не наступит, если мы будем пренебрегать нашим «вчера».
Эскиз инсталляции «Глаз архитектора». Сергей Чобан
Эскиз инсталляции «Глаз архитектора». Сергей Чобан