Музей современного искусства «Гараж» в Парке Горького («Времена года»)
Адрес:
Россия,Москва.
Мастерская:
OMA
27 апреля в Институте современного искусства, в самом центре Лондона, состоялась пресс-конференция, посвященная реконструкции новых зданий Центра современной культуры «Гараж» в московском Парке культуры и отдыха имени Горького. Александра Гордеева из Лондона – специально для Архи.ру.
Рем Колхас рядом с макетом реконструкции здания «Времен года» для центра культуры «Гараж». Фотография Александры Гордеевой
Проектированием нового пространства «Гаража» занимается основатель бюро ОМА и профессор Гарварда Рем Колхас совместно с российским бюро Form. Рем Колхас начал презентацию проекта с краткого рассказа об истории Парка Горького, вспомнив прежде всего о том, что главным архитектором и автором генплана парка в 1920-е годы был знаменитый русский авангардист Константин Мельников. Это упоминание не случайно: как известно, центр современной культуры «Гараж» впервые открылся в Бахметьевском гараже, который спроектировал тоже Мельников. Таким образом имя великого авангардиста становится, довольно-таки зыбкой, но все же – связующей нитью между старым и новым местом пребывания культурного центра.
Рем Колхас и Даша Жукова на презентации проекта. Фотография Александры Гордеевой
Обновленный «Гараж» планируется открыть в ресторане «Времена года» площадью 5400 кв. метров. Рем Колхас показал фотографии, демонстрирующие современное состояние здания: оно было построено в 1960-е, забыто в 1990-е и теперь очень обветшало. Хотя архитектор и не преминул заметить, что нынешняя запущенность придает постройке определенное романтическое очарование. Рем Колхас считает свой проект нового помещения «Гаража» важным для культурной жизни России в целом, так как он направлен на восстановление разрушенного образца архитектуры 1960-х годов.
Говоря о своем проекте реконструкции здания «Времен года» для «Гаража», Колхас остановился на двух главных темах: с одной стороны, он планирует сохранить и восстановить сохранившиеся фрагменты советского здания, а с другой – применить инновационные решения как в оформлении пространства, так и в его техническом решении. Новые технологии позволят, в числе прочего, приспособить здание к новым экспозиционным требованиям.
Внутреннее пространство советского здания очень просторное и открытое, и архитектор планирует подчеркнуть эту его особенность. Количество непроницаемых и неподвижных перегородок будет минимальным. Здание обнесут полупрозрачным двухслойным поликарбонатом, установив в нем системы вентиляции и климат-контроля. Фасад будет на 2,25 метра приподнят от земли, и окна, начинающиеся прямо от пола, будут стирать для посетителей грань между парком и пространством выставочного зала. Кроме того, поликарбонатные пластины позволят дневному свету свободно проникать в помещения.
Проект реконструкции реконструкции здания «Времен года» для центра культуры «Гараж». Макет. Фотография Александры Гордеевой
Входные двери центра будут решены как панели 11-метровой ширины, и их планируется не открывать как банальные створки, а поднимать вверх. Двери расположены друг напротив друга и при поднятых створках можно будет увидеть противоположную часть парка прямо сквозь пространство «Гаража» – на просвет.
На макете видны облицованные плиткой внутренние стены 1960-х. Фотография Александры Гордеевой
Двухэтажное здание дополнят мезонином, где расположатся конференц-зал, объединяющий функции лектория и кинозала, детская комната и медиатека. Над сценой в конференц-зале в качестве декорации будет расположено внушительных размеров окно с видом на фойе, которое на время кинопоказов будут закрывать подвесным черным экраном. Продумано все до мельчайших подробностей: прозрачный пол в детской комнате позволит родителям наблюдать за ними, сидя в кафе на первом этаже. Мебель кафе будет выдержана в советском стиле, для примера Колхас продемонстрировал изображение стула, спроектированного Иваном Леонидовым.
Рем Колхас особо подчеркнул, что ему импонирует серьезное намерение «Гаража» развивать образовательные программы для детей и молодежи. Для проведения подобных мероприятий планируется трансформировать первый этаж в экспериментальную зону, где, к тому же, будут проходить выставки и акции. Второй этаж посвятят более специальным выставкам: картин, скульптур, фотографий и видео. Старые кирпичные стены, покрытые зеленоватой мозаикой, сохранят и даже местами восстановят, однако под потолком по периметру зала появятся опускающиеся белые панели, которые, если надо, помогут на время избавить пространство от аскетической советской тональности.
Фотография Александры Гордеевой
Часть пола на втором этаже предлагается заменить подвижной решеткой, которую можно будет поднять к потолку – тогда эта часть зала станет двусветной и в ней свободно разместятся особо крупные экспонаты.
Макет. Фотография Александры Гордеевой
Будучи преимущественно архитектором-урбанистом, Рем Колхас в последнее время заинтересовался парковой и ландшафтной архитектурой: по его убеждению, именно она сегодня развивается особенно динамично. Колхас также отметил, что пространство open-air вокруг нового здания «Гаража» будет продумано позже. Вероятно, это случится после завершения проекта реконструкции «Шестигранника» (бывш. павильона Машиностроения, построенного Иваном Жолтовским в 1923 г.) – макет его реконструкции был показан на пресс-конференции, но в детали никто не вдавался.
Макет реконструкции «Шестигранника» в парке Горького. Его показали присутствуюим, но детали организаторы обещали сообщить позднее. Фотография Александры Гордеевой
На презентации. Фотография Александры Гордеевой
По словам Даши Жуковой, благодаря своей гибкости и многогранности, новое пространство позволит привозить в «Гараж» более сложные и крупномасштабные работы и коллекции, а само здание по завершении реконструкции станет важным и ярким представителем современной архитектуры.