В центре внимания блогеров – прошедший 18 апреля Международный день памятников и исторических мест. Они рассуждают о том, чей это праздник и от кого на самом деле нужно охранять наследие, а также рассказывают о новых утратах.
Санаторий «Интурист» в Сочи. Фото с сайта modernism.su
Координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов рассуждает о том, что в России сложилась любопытная ситуация: виновны в разрушении и утрате исторического наследия государство и общество, но при этом они же должны его и охранять. По этой логике защитники наследия оказываются врагами государства и общества, и только по официальной статистике в России ежегодно погибает около 200 памятников истории и культуры. Словно в подтверждение этой печальной статистики блогер olga-ne-anton рассказывает о том, что как раз в день памятников в Вологде был уничтожен Дом Пестовой. Этот деревянный дом с богатым эклектичным декором находился на государственной охране и обладал статусом выявленного объекта культурного наследия. Зданию должны были в ближайшее время повысить категорию охраны, но собственнику это было невыгодно.
Портал «Модернизм» рассказывает об утраченных и заброшенных памятниках советского Сочи. Город-курорт в преддверии Олимпиады меняется буквально на глазах, теряя при этом свое ансамблевое единство, общественные пространства и уникальные памятники, которые служили визитными карточками Сочи. Среди последних, к пример, Институт курортологии и физиотерапии, построенный по проекту Алексея Щусева, санатории «Интурист» и «Кавказкая Ривьера», фуникулер и поющие фонтаны.
Продолжая тему, портал пишет о реконструкции, которая грозит автовокзалу британского города Престон. Он был построен в конце 1960-х годов в стиле брутализма, его запоминающийся облик формируют рельефные ярусы лоджий. Все попытки взять здание под охрану государства и внести его в перечень объектов национального наследия отклонялись из-за плохой связи автовокзала с пешеходными путями, а также низкой наполняемости автобусов. Сейчас судьбой автовокзала в Престоне озаботился Всемирный фонд памятников (WMF).
О том, как комиссия «Старая Москва» защищала историческое наследие в первой четверти XX века, рассказывает «Архнадзор». Члены комиссии создали обобщающий документ, необходимый для постановки памятников на охрану и только в 1920-х годах выявили более 80-ти гражданских зданий XVII-XVIII веков, заслуживающих охранного статуса. Впрочем, деятельность «Старой Москвы» не сводилась только к оценке значимости застройки. Секция собирала историко-краеведческие, археологические и географические материалы, делала доклады, публиковала научные работы по истории Москвы, организовывала выставки и экскурсии. «Старая Москва» просуществовала с 1909 по 1930 годы, а в 1990 году деятельность Комиссии по изучению столицы была возрождена на базе Государственной публичной исторической библиотеки.
Журнал «Большой город» пишет об общежитии Института красной профессуры, которое находится напротив Первого медицинского института на Большой Пироговской улице в Москве. Общежитие строилось по проекту архитекторов-конструктивистов Дмитрия Осипова и Алексея Рухлядева и предназначалось для слушателей высшего учебного заведения ЦК партии. Комплекс состоит из восьми шестиэтажных корпусов, расположенных в шахматном порядке и соединенных по внутренним торцам галереями, – за такую планировку общежитие прозвали «Домом-пилой» (другое народное название – «Пироговка»). В настоящее время комплекс собираются снести, объясняя это решение невозможностью реставрации. Старожилы же дома утверждают, что «Пироговку» строили из очень качественных материалов и она может простоять еще столетие.
О современном частном доме в поселке Ватутинки Московской области, спроектированном Павлом Абрамовым и Ольгой Калиной из бюро «Ардепо», рассказывается в блоге журнала Architecturial digest. Архитекторы являются сторонниками натуральных материалов и сдержанных форм. Фасад этого изысканного объема отделан беленой лиственницей, доломитом и черным туфом, а вся мебель выполнена из клена. Интерьеры дома минималистичны, но при этом формируют комфортное и функциональное пространство.
О том, как можно использовать списанные самолеты и промышленные машины, рассуждает блог Urbanurban. Так, в Малибу при строительстве особняка «747House» архитекторы использовали самолет Boeing 747-200. Крышей дома служат крылья самолета, а сигнальные огни на них работают как ночное освещение. А в голландском Роттердаме дизайнеры бюро 2012Architecten из деталей ветряной мельницы спроектировали игровую площадку под названием Wikado. Благодаря использованию однотипных промышленных элементов дети получили разнообразные мини-скалодромы, пещеры, горки и лабиринты.
В блоге «Прогулки по Москве» очередной рассказ о столичных районах посвящен Щукино, большую часть которого занимает «районообразующий» Курчатовский институт. Архитектура Щукино разнообразна: в нем можно увидеть как «сталинки», «хрущевки» и небольшие частные дома, так и небоскребы. О прогулках по Москве, состоявщихся в день памятников, также пишут журнал «Большой город» и блог «Архнадзора». Первый отчитывается об экскурсии по Замоскворечью, которую провел профессор МАрхИ Владимир Седов, а во втором Наталья Самовер рассказывает о познавательной акции, посвященной истории Поварской улицы.