Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.04.2012

Город комфорта – миф или реальность?

Анна Мартовицкая

Одной из главных тем сетевых дискуссий на этой неделе вновь стали вопросы комплексного благоустройства российских городов. Можно ли сделать их более удобными для жизни и если да, то за какой срок? Достаточно ли для этого осознанного желания горожан жить лучше или необходимы указания «сверху»? О том, как на эти вопросы отвечают российские сетевые авторы, читайте в нашем новом обзоре блогов.

Генплан развития Москвы Эрнста Мая
Генплан развития Москвы Эрнста Мая
Тема благоустройства городской среды особенно активно сейчас обсуждается в Омске, где в ближайшее время состоятся выборы мэра. «Причем разговор идет не в контексте экономики, социальной политики или какого-нибудь еще более непонятного явления, людям стала интересна тема формирования комфортной городской среды, то есть то, о чем раньше в России говорили только на лекциях в архитектурных институтах», –  пишет aliksumin в «Сообществе архитекторов» и предлагает свой сценарий преобразования городского пространства. По мнению блогера, в первую очередь, в коренной трансформации нуждаются транспортная система Омска, его архитектура и экология, а также идеология создания благоустроенных пространств для пешеходов и велосипедистов.
Существующий генплан развития Омска
Существующий генплан развития Омска

Mickelson предлагает добавить в этот список и эксплуатируемые кровли жилых домов, с помощью которых можно создать очень интересные общественные пространства и смотровые площадки, помогающие жителям лучше узнать свой город. В качестве примера блогер приводит проект JDS architects, реализованный в Копенгагене, где на крыше жилого дома были размещены эффектный капитанский мостик, площадка для принятия солнечных ванн и лужайка. Впрочем, комментаторы не преминули указать автору на то, что применительно к российской действительно данный проект вряд ли можно считать удачным: «Вы привели проект, чье местоположение в городской ткани обеспечивает совсем иные возможности социализации и чувства общего блага, нежели те, что есть у обычного российского жилья. В среднеэтажной квартальной застройке такое делать можно. А в многоквартирных башнях советской и постсоветской постройки, не говоря уже о всяких хрущобах – лучше не стоит, чтобы не разочаровываться». Высказывались и более категоричные мнения: «Да еще если учитывать русский менталитет среднестатистических обывателей, это может быть просто опасно. У нас где шашлыки и отдых, там алкоголь без меры. Кому нужно, чтобы пьяные идиоты падали с этих эксплуатируемых крыш?»
Пентхаус в Копенгагене. JDS architects
Пентхаус в Копенгагене. JDS architects

Ни для кого не секрет, что в рейтингах городов Москва занимает последние места по безопасности и уровню жизни и первые по ее дороговизне. Однако Михаэль Шиндхельм, директор исследовательской темы «Городская культура» в институте «Стрелка», считает, что это вовсе не означает, что жизнь в российской столице так уж плоха. Скорее, она очень специфична, и к специфике этой необходимо адаптироваться. «Качество города зависит от того, что думают о нем его жители. Город – это не только дома и улицы, город, как говорится у Шекспира, – это люди, – пишет исследователь в блоге Газеты.ру. – Не случайно рейтинги возглавляют города Канады, Австралии, Центральной и Северной Европы. Многое из того, что действует в Цюрихе, Амстердаме или Франкфурте, работает потому, что было инициировано и осуществлено людьми, а не чиновниками. Качество жизни города измеряется в конечном счете тем, насколько население вовлечено в городские изменения».

Блог Urbanurban, в свою очередь, размышляет о возможном будущем «Красного октября» и исследует мировые примеры конверсии аналогичных комплексов. В числе последних знаменитый Музейный квартал в Вене, The Digital Hub в Дублине, Westergasfabriek в Амстердаме, которая уже несколько лет функционирует как парк и многофункциональное пространство для бизнеса в области креативных индустрий и культуры, Kaapelitehdas в Хельсинки, ставший крупнейшим культурным центром Финляндии, и бывшая мануфактурная фабрика Manufactura, расположенная в г. Лодзь (Польша). Последняя, благодаря хорошей маркетинговой составляющей, стала одним из самых успешных проектов по восстановлению производственных объектов: комплекс общей площадью 110 000 кв.м., включающий 300 помещений, считается главной культурной достопримечательностью города Лодзь.
Мануфактура Лодзь
Мануфактура Лодзь

В том же блоге публикуется рассказ о необычном способе заделывания трещин в зданиях, придуманном немецким художником Яном Форманном. Строительный материал Яна – это конструктор Lego: мелкие детали конструктора позволяют художнику собирать элементы, точно повторяющие форму дырки в стене, и закреплять их там. В результате стена покрывается яркими «заплатками», которые скрывают недостатки фасадов и придают им запоминающийся вид. Действительно, чем не способ разнообразить привычный облик здания?
Способ заделывания трещин в зданиях с помощью конструктора Lego, придуманный немецким художником Яном Форманном
Способ заделывания трещин в зданиях с помощью конструктора Lego, придуманный немецким художником Яном Форманном

Артем Дежурко в своем блоге на портале журнала AD пишет о проекте музея дизайна в Москве. Как рассказала журналисту один из создателей музея Александра Санькова, в настоящий момент формируется Совет музея и ведутся переговоры о первых выставках. Автор также публикует штудии стиля музея, которые сделали нидерландцы LAVA Design. «Они решили, что символ русского дизайна – резной хрустальный графин», – комментирует Дежурко эти иллюстрации.
Один из вариантов решения экспозиции будущего музея дизайна. © www.admagazine.ru
Один из вариантов решения экспозиции будущего музея дизайна. © www.admagazine.ru

В блоге «Советская архитектура» опубликован пост, рассказывающий о судьбе Хиннерка Шепера (Hinnerk Scheper), профессора из  Баухаус Дессау, который летом 1929 года по приглашению треста «Малярстрой» приехал работать в СССР. Его главным проектом в Стране Советов стал дом Наркомата финансов – Шепер возглавил работу по цветовым экспериментам с интерьерами дома-коммуны.
Хиннерк Шепер
Хиннерк Шепер

Darriuss в том же блоге публикует материал о Музее советско-польского боевого содружества, расположенном в деревне Ленино Могилевской области. Построенный в 1968 году по проекту архитекторов Якова Белопольского и Владимира Хавина, он представляет собой купол высотой 11 метров и диаметром 34 метра, напоминающий солдатскую каску.
Музей в Ленино
Музей в Ленино

А bdb_2000 продолжает серию постов о московских генпланах.  «С удивлением обнаружил, что большинство современной молодежи ничего не знает о генеральных планах развития Москвы, считая прошлогодний собянинский план первым, единственным и лучшим», – объясняет автор мотивы, побудившие его начать этот цикл публикаций. На этой неделе в блоге размещены материалы о плане знаменитого Ле Корбюзье и предложении немецкого архитектора Эрнста Мая. Корбю размещает новую Москву на территории старой, сохранив лишь Кремль и Китай-город, причем не увеличивает территорию столицы, а сокраoftn за счет этажности зданий, которые окружает зеленой зоной. На радиально-кольцевую планировку Корбюзье накладывает прямоугольную сетку улиц, а территорию четко зонирует: на севере располагается новый политический центр города, южнее – четыре больших жилых района, затем исторический центр, южнее которого – промзона. Совсем иной план разработал Эрнст Май, который был сторонником дезурбанизации. Он предлагал оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты — города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались зеленые и сельскохозяйственные зоны.
Генеральный план развития Москвы Ле Корбюзье
Генеральный план развития Москвы Ле Корбюзье

Zizis в своем блоге рассказывает о поселке Пянтег. Это чуть ли не самый старый населенный пункт на северном Урале, который был в свое время столицей Коми-Пермяцкого государства. Naina_gorynych пишет об архитектуре Кременца, подчеркивая, что этот украинский городок «исключительно живописен, творения людей здесь гармонично вписаны в ландшафт, и если в историческом центре относительно суетливо, то на горах царят покой и умиротворение». А TrendyMen рассказывает о весеннем Тель-Авиве, его архитектуре и самых известных туристических местах, а также о том, где в единственном израильском мегаполисе лучше всего провести апрельские дни и вечера.
поселок Пянтег
поселок Пянтег
Тель-Авив. Фото: TrendyMen
Тель-Авив. Фото: TrendyMen