Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.04.2012

Настоящий Ушац

Алиса Прихудайлова

2 апреля в галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «УшацЪ. Снова в МАрхИ». Экспозиция приурочена к 85-летию Михаила Лазаревича Ушаца, выпускника МАрхИ, архитектора и художника, карикатуриста и сценариста, автора изопалиндромов и «басен-цветасен».

Автор фотографий: Елена Стрекоза
Автор фотографий: Елена Стрекоза
Идея выставки принадлежит Тамаре Пиховкиной, а подготовлена она Татьяной Лысовой и Анной Ильичевой из музея МАрхИ при участии Александра Ермолаева и Мастерской ТАФ (дизайн экспозиции). В рамках юбилейной экспозиции организаторы постарались представить все периоды творчества человека, именем которого студенты и выпускники МАрхИ многие годы «портили» стены, поезда, казенную мебель и даже произведения искусства.
Выступает Юрий Мурзин
Выступает Юрий Мурзин

«Ушац» – едва ли не главное кодовое слово МАрхИ, по которому студенты и выпускники института опознают друг друга в любой части света, хотя вопрос о том, откуда повелась традиция писать везде, куда только дотянется рука, буквосочетание «УШАЦЪ», по большому счету так и остается открытым. Вот и на вернисаже в галерее ВХУТЕМАС гости рассказывали самые разные версии. Так, Михаил Шубенков, первый проректор МАрхИ, признался, что в юности считал, что это просто еще одно имя института, а Герман Орлов вспомнил анекдот про Ленина и ВХУТЕМАС: якобы когда в 1918 году Владимир Ильич заглянул в Высшие художественно-технические мастерские и увидел творения учащихся, он потерянно бродил по аудиториям и повторял: «Какой ужас, какой ужас!» А поскольку с дикцией у вождя мирового пролетариата было не все в порядке, все слышали: «Какой ушац, какой ушац!» Илья Лежава рассказал, что лично читал в «Комсомольской правде» статью-разоблачение, в которой говорилось о том, как плохо и неприлично портить памятники надписями, и что особенно в этом «отличился» архитектор Михаил Ушац. Известна также история о том, что даже министр иностранных дел СССР Андрей Громыко неоднократно получал ноты протеста от глав европейских государств, потому что странная надпись «ушацъ», появлявшаяся всюду, удивляла и пугала, и никто не знал, призыв это к войне или к миру.
Михаил Ушац
Михаил Ушац

И лишь Мария Николаевна Костина, однокурсница Михаила Лазаревича, смогла рассказать, как же все было на самом деле. Однажды группа студентов сидела в столовой в ожидании обеда, и на одной из алюминиевых ложек товарищ Михаила Лазаревича Володя Быков, выцарапал фамилию «Ушац»: он хотел проверить, через какое время ложка «вернется» к ним снова. Увы, ложка запутешествовалась, и тогда Быков нацарапал фамилию друга еще на одной ложке. В следующей раз одна из них вернулась! Через некоторое время на двери столовой появилось объявление: «Вход в верхней одежде запрещен. Администрация и... Ушац». Этим же именем оказался подписан плакат у медицинского кабинета. И с тех пор где только не появляется надпись «Ушац», которой студенты со временем стали добавлять твердый знак. Например, она часто фигурирует в фильмах Георгия Данелии. Но, по сути, если бы не шалость однокурсника, фамилия Ушац не превратилась бы в визитную карточку МАрхИ.
Михаил Ушац, Мария Костина и их однокурсники
Михаил Ушац, Мария Костина и их однокурсники

Впрочем, как заметил Юрий Мурзин, Ушац – это не легенда, Ушац – это, в первую очередь, человек. И этот человек прожил долгую и интересную жизнь, он творил, рисовал, изобретал. Он был художником в эстрадной студии МГУ «Наш дом», и там, столкнувшись с необходимостью создать декорации в условиях отсутствия денег, придумал жанр «басни-цветасни», когда на фоне цветных, взлетающих в воздух лоскутов, звучит текст. Некоторые из этих миниатюр дошли до наших дней, и на открытии с ними выступили актеры Театра Пластического Мышления (ТеПлаМыш) при Мастерской ТАФ.
Выступление Театра Альтернативного Мышления
Выступление Театра Альтернативного Мышления

Кроме того, Михаил Ушац был «постоянным внештатным художником» в знаменитом журнале «Крокодил» (штатный художник был только один, он же – главный художник) и много лет работал художником-постановщиком в самых разных оперных, драматических и кукольных театрах страны. В частности, именно он изобрел жанр изопалиндрома, когда фразы-перевертыши снабжаются юмористическими картинками, и он же является автором главного палиндрома каждого мархишника: «МАрхИ – храм» (рамка этого изопалиндпома оставлена пустой, чтобы желающие могли дорисовать его сами).
Анна Ильичева показывает изопалиндром «МАрхИ – храм»
Анна Ильичева показывает изопалиндром «МАрхИ – храм»

Михаил Лазаревич также принимал участие в реставрации портретов генеалогического древа парадных семей Государственного Исторического Музея, и двенадцать полотен, принадлежащих кисти Ушаца, от оригиналов не смогла отличить даже комиссия искусствоведов.
Владимир и Ольга. Михаил Ушац
Владимир и Ольга. Михаил Ушац

Одной из целей выставки, на которой подробно рассказывается обо всех «этапах большого пути», было найти наконец-то правду и развеять мифы, поэтому все тексты, представленные на ней, специально согласованы с Михаилом Лазаревичем, а потому абсолютно достоверны. В МАрхИ, а точнее в галерею ВХУТЕМАС, Ушац вернулся до 5 мая.