Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.03.2012

Парк и его производные

Ксения Чернякова

26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».

Выставка конкурсных проектов. Фото Ксении Черняковой
Выставка конкурсных проектов. Фото Ксении Черняковой
Конкурс на разработку концепции развития территории на месте снесенной гостиницы  стартовал 1 февраля. 15 марта организаторы закончили прием конкурсных работ, и еще две недели в «Доме на Брестской» велись подготовка и монтаж выставки. Кстати, масштабная экспозиция, занявшая весь третий этаж архитектурно-строительного центра, открыта для всех желающих до 6 апреля. Ознакомиться со всеми предложениями можно и на виртуальной выставке на сайте Москомархитектуры – за понравившийся проект можно проголосовать там же.

Точное количество отобранных для рассмотрения проектов благоустройства самого центрального пустыря столицы – 118. Они поступили как из России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Кемерово, Кострома), так и из Литвы, Украины, Франции, Испании. Над будущим гостиницы «Россия» размышляли и профессиональные архитекторы, и студенты, и иностранные проектировщики, и просто инициативные  жители Москвы, – в общем, все те, кому небезразличен облик будущего парка, все, кто почувствовал ветер «архитектурной оттепели» после долгих лет диктата точечной застройки.

Сами организаторы конкурса (Российская академия архитектуры и строительных наук, Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов, Москомархитектура) признаются, что проектов было подано гораздо больше, чем они могли ожидать. «Предложения поражают своим разнообразием», – говорит Виктор Логвинов, президент Союза Московских архитекторов, глава экспертной группы. «Есть чисто ландшафтные предложения, есть те, где присутствует концертный зал. Есть и куда более смелые концепции – как это всегда бывает на открытом конкурсе», – поделился своими первыми ощущениями и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, назвавший подобное богатство выбора «настоящим праздником».

Естественно, что столь большое число проектов заставило организаторов на ходу переосмыслить структуру выставки – они попытались классифицировать представленные проекты, разбив их на смысловые блоки. Впрочем, деление это весьма условно. В самом начале экспозиции располагаются проекты, в которых присутствует явная государственная символика и пропаганда мощи государства. Далее следует блок проектов, предлагающих дополнить парк концертным залом. За ним идут работы, в которых появляются и другие функциональные зоны, не обозначенные в техзадании. Следом за ними – ландшафтные и  «зеленые» проекты. Замыкают выставочный круг работы с авангардными и откровенно экзотическими решениями, например, проект, в котором на месте бывшей гостиницы воздвигается пять высотных офисных «пластин» или гигантской башней Татлина.

Первое же знакомство с массивом представленных работ позволяет говорить о поразительном разнообразии как архитектурных вкусов участников, так и о манере исполнения. Кто-то использовал метод компьютерного моделирования, кто-то, наоборот, ручную графику – организаторы постарались нивелировать неизбежную пестроту используемых художественных средств с помощью довольно жестких требований к подаче работ. Все проекты представлены на одинаковых планшетах и, естественно, анонимно, хотя авторство некоторых из работ для коллег по конкурсу и стана болельщиков отнюдь не секрет. Плюс некоторые концепции сопровождены звучными запоминающимися названиями – чего стоят хотя бы «Китеж-град», «Пасхальные яйца», «Park Vernissage», «Парк Величия России», «История будущего», «Активная сетка».

Что же касается включения в состав парка концертного зала, то здесь мнения участников конкурса явно разделились. Среди них оказалось немало сторонников чисто ландшафтного решения территории, считающих, что строительство в парке «незаметного» концертного зала на 2000 мест лишь осложнит и без того тяжелую транспортную ситуацию этого района города. Впрочем, и те, кто выступает за парк без объектов досуга, и те, кто проектирует на его территории концертный комплекс, предусмотрели в своих концепциях подземные парковки.

Организаторы конкурса обещают, что после 6 апреля, когда жюри отберет лучшие концепции, стартует второй этап состязания, в течение которого авторы самых интересных предложений смогут довести их до стадии внятных и реализуемых проектов. Впрочем, даже это вряд ли может гарантировать, что одна из представленных сейчас в «Доме на Брестской» работ действительно будет воплощена в жизнь. Пока чиновники лишь с осторожностью обещают, что победитель конкурса сможет участвовать в разработке итогового проекта реконструкции территории Зарядья.

А вот срок открытия нового парка называется вполне конкретный – это 2015 год. Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин, воодушевленный успехом проводимого состязания, уже поручил Москомархитектуре провести еще один концептуальный конкурс, на этот раз на лучший проект развития территории Хитровской площади.