Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.03.2012

Города культуры и отдыха

Софья Кондрашина

На этой неделе блогеры обсуждают проблему создания комфортных общественных пространств, вопрос дальнейшего использования Шуховской башни, а также конкурс плаката «Город без художника». Об этих и других событиях – в нашем новом обзоре блогов.

Энрике Пеньялоса, мэр Боготы в 1998-2001. Фото: http://questrum.livejournal.com/283650.html.
Энрике Пеньялоса, мэр Боготы в 1998-2001. Фото: http://questrum.livejournal.com/283650.html.
О лекции бывшего мэра Боготы, урбаниста Энрике Пеньялоса, которую тот прочитал в Киеве, в своем блоге рассказывает Questrum. Сейчас чиновник работает в муниципалитете Нью-Йорка, а прославился Пеньялоса тем, что совершил в Боготе настоящую революцию в сфере транспорта и благоустройства. Урбанист убежден, что решение транспортного вопроса в любом мегаполисе должно начинаться с ликвидации нехватки пространства для общественного транспорта, велосипедов и пешеходов, так как дороги – это самый ценный ресурс города. Что же касается автомобилей, то их движение неизбежно приходится ограничивать, максимально отдавая пространство города людям, то есть создавая парки, площади, тротуары и т.д. Энрике Пеньялоса заключает, что в условиях капитализма единственно возможное равенство – это равенство по доступу к городскому пространству.

Обеспокоен качеством общественных пространств и фотограф Илья Варламов. В своем блоге он продолжает рассказ об одном из самых комфортных городов современной Европы – Копенгагене и, в частности, его новом районе Эрестаде. В датской столице все пространство внутри жилых кварталов отдано людям, а автомобили стоят либо на перехватывающих парковках, либо под землей. Еще более радикальный способ решить проблему нехватки парковочных мест – построить дом-парковку. Другой пост Ильи Варламова посвящен уже конкретным предложениям по благоустройству дворов. Если поднять уровень дворов на 3 метра, то все парковки, проезды и технические постройки оказываются под землей, а наверху образуется пространство для людей, пишет блогер, ссылаясь на опыт Голландии. Это решение в итоге окажется выгодно для всех: автомобилисты получат огромную отапливаемую парковку, жители домов – зеленый чистый двор. Иными словами, автор горячо призывает сделать проблему российских дворов, которые сегодня больше похожи стоянку для машин, а не на место отдыха, темой самой широкой общественной дискуссии.

В блоге Urbanurban также рассказывает о создании территории для отдыха, а именно о парке Petuelpark над тоннелем в Мюнхене. Проект парка в 1999 году был признан лучшим в области городского искусства, а в 2002 году Petuelpark был открыт, став первой территорией в городе, основным наполнением которой является современное искусство: там размещены уникальные инсталляция художников со всего мира. Из-за того, что тоннель возвышается над землей, парк состоит из двух уровней. Нижняя часть Petuelpark – это зона для спокойного отдыха, а верхняя часть предназначена для активного времяпрепровождения. Кроме того, парк играет важную роль в структуре города – он соединяет соседние районы, разделенные магистралью Petuelring. Примечательно, что в создании парка участвовали не только инженеры и архитекторы, но и жители близлежащих районов, их дети, а также инвалиды, каждый из которых внес свой вклад в разработку концепции будущего общественного пространства и его функционального наполнения.

Архитектурный критик Александр Ложкин, в свою очередь, задается вопросом, насколько обычный человек обладает необходимым опытом и квалификацией для того, чтобы влиять на развитие города. А статья в Urban blog посвящена экспериментам градостроителя Кевина Линча, описанным им самим в ставшем классическим труде «Образ города». Линч опрашивал горожан и просил их нарисовать ментальную карту города, то есть своего рода субъективную схему населенного пункта с самыми важными, на взгляд человека, местами, а затем составил подробную классификацию городских пространств и их элементов, помогающих людям ориентироваться в урбанизированной среде и чувствовать себя в ней комфортно.

Общественное движение «Архнадзор» рассказывает о выставке работ участников Второго московского конкурса плаката «Город без художника». В этом году главной темой работ стали градостроительные проблемы Москвы – судьба культурного наследия, экология, транспорт. Победителем конкурса и обладателем Гран-при стал Роман Федоров с плакатом, на котором сквозь черно-белую рябь проступает неясный силуэт Георгия Победоносца, и лишь слова «Исторический облик столицы исчезает» читаются легко и четко. Выставка продлится в Московском Доме художника на Кузнецком мосту до 29 марта.

Глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов на праздничной для Шуховской башни неделе (ей исполнилось 90 лет) поднимает вопрос ее дальнейшего использования, прежде всего в туристических и просветительских целях. «Почему, заявив, что башня находится под охраной государства, власть не предпринимает ничего, что могло бы реально сберечь ее для потомков, для нашего будущего?» – спрашивает политик. Wasin в своем блоге делится впечатлениями о поездке в Пермь, выкладывая фотографии основных достопримечательностей города. В сообществе архитекторов ru_architect рассказывается о приспособлении двора Подзноева в Пскове под гостиницу и комплекс ресторанов европейского уровня. Статья интернет-журнала «Архитектура Сочи» посвящена построенному в 1930-е годы сочинскому Зимнему театру. А muvz рассуждает, существовал ли в действительности тип древнерусского храма с рубленым завершением в виде перевернутой усеченной пирамиды, выше которой находятся шатер, или же это выдумка иностранных путешественников XVII века Мейерберга, Олеария и других, изображавших его в своих альбомах. Одним из примеров такой архитектуры является оригинальная постройка, представленная на выставке 1913 года в Ярославле в честь 300-летия царствования дома Романовых.
Двор в Голландии. Фото: Илья Варламов
Двор в Голландии. Фото: Илья Варламов
Жилой район Эрестада в Копенгагене. Фото: zyalt.livejournal.com/539907.html
Жилой район Эрестада в Копенгагене. Фото: zyalt.livejournal.com/539907.html
Парк Petuelparp в Мюнхене. Фото: the MUC, flickr.
Парк Petuelparp в Мюнхене. Фото: the MUC, flickr.
Гран-При конкурса «Город без художника» плакат Романа Федорова. Фото: «Архнадзор».
Гран-При конкурса «Город без художника» плакат Романа Федорова. Фото: «Архнадзор».
Картинная галерея Перми. Фото: http://wasin.livejournal.com/17450.html.
Картинная галерея Перми. Фото: http://wasin.livejournal.com/17450.html.
Двор Поздноева в Пскове. Фото: http://ru-architect.livejournal.com/696844.html.
Двор Поздноева в Пскове. Фото: http://ru-architect.livejournal.com/696844.html.
Древнерусская постройка на выставке 1913 года в Ярославле. Фото: http://muvz.livejournal.com/4546.html.
Древнерусская постройка на выставке 1913 года в Ярославле. Фото: http://muvz.livejournal.com/4546.html.