Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.03.2012

Лаконизм как тренд

Анна Мартовицкая

С 15 по 19 марта в «Доме на Брестской» прошел XIV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». В этом году смотр собрал рекордное число проектов – больше 170, – однако Гран-при ни одному из них так и не был присужден.

Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2012. Фото А.Мартовицкой
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2012. Фото А.Мартовицкой
То, что в экспозиции фестиваля в этом году представлено непривычно много работ, ощущалось буквально с первых шагов. Конференц-зал, в котором обычно размещаются конкурсные проекты, на этот раз буквально ломился от стендов: если раньше, бывало, остановишься на пороге и всю выставку можно взглядом окинуть, то теперь от двери были видны лишь лабиринтобразные проходы между многочисленными фотографиями и визуализациями. Впрочем, и это еще не все: аналогично плотная развеска царила и в коридоре, ведущем в зал генерального плана Москвы, а оттуда специальные указатели предлагали подняться еще и на антресольный этаж. На последнем, правда, вместо обещанного продолжения конкурса обнаруживалась персональная экспозиция архитектурно-проектной компании Architecton, решившей выставить сразу с десяток проектов и потому не поместившейся в основном зале, но общего впечатления от смотра это не меняет: частный сектор полностью оправился от последствий экономического кризиса и развивается как никогда активно.

Развитие это, если судить по экспозиции, идет сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, по-прежнему в цене и почете дворцовые интерьеры и масштабные загородные усадьбы, с другой – современная архитектура определенно заняла свою нишу на рынке. Чистые, лаконичные формы, неброские экологичные материалы, в меру масштабное остекление и дружелюбное взаимодействие с окружающей природой – все это можно встретить уже не только в Пирогово и даже, к счастью, не только в Подмосковье. И хотя зачастую очень сложно отделаться от мысли, что все эти коттеджи спроектированы прямыми наследниками Фрэнка Ллойда Райта или, скажем, подражателями Владимира Плоткина (который в этом году, кстати, входил в состав жюри фестивального конкурса), сам факт широкой востребованности подобной архитектуры не может не радовать.

С другой стороны, понятно, в насколько сложной ситуации в этом году оказались члены жюри: выбирать победителей среди мастеров luxury-style им мешал хороший вкус, а для того, чтобы найти по-настоящему оригинальный проект среди качественных, но неуловимо похожих между собой примеров минималистской архитектуры, пришлось изрядно постараться. Именно поэтому, кстати, вновь остался не присужденным Гран-при фестиваля – однозначного лидера среди 170 проектов действительно не было.

В номинации «Реализованный загородный жилой дом» первое место было присуждено частному дому в деревне Клюшниково («Архитектурное бюро 610»). Объем площадью всего 60 кв.м. полностью выполнен из дерева и представляет собой сложный паззл из перетекающих друг в друга открытых террас и жилых помещений. Особенно эффектно смотрится консоль второго этажа с широким квадратным окном, попасть в которую можно как по внутренней лестнице, так и с верхней террасы.
Частный дом в деревне Клюшниково. «Архитектурное бюро 610»
Частный дом в деревне Клюшниково. «Архитектурное бюро 610»

Еще один новичок конкурса, сразу ставший его лауреатом, – «Архитектурное бюро 11», получившее первый приз в номинации «Проект-идея загородного дома». Их дом площадью 390 кв.м. также задуман полностью из дерева, а его название, отражающее суть планировочного замысла, как нельзя лучше перекликается с названием самого фестиваля. «Под одной крышей» – это дом, разбитый на три функционально разных части, которые между собой объединены не только переходами и террасами, но и кровлей, кое-где эффектно разряженной до перголы. Благодаря последнему приему архитекторам удалось расположить зону патио и бассейна под открытым небом и одновременно сделать их частью общего объема.
Проект дома «Под одной крышей». «Архитектурное бюро 11»
Проект дома «Под одной крышей». «Архитектурное бюро 11»

Лучшим коттеджным поселком был признан «Поселок в Снегирях», спроектированный архитектурной мастерской Алексея Козыря. Поселок состоит всего из 8 домов, нанизанных с двух сторон на ось центральной улицы и разделенных между собой лишь самими участками. Впрочем, демократичность этому поселению придает не только отсутствие решетки заборов, но и сама планировка домов – каждый из них представляет собой куб, из которого архитекторы вынимают те или иные фрагменты в зависимости от реальных потребностей заказчика. Ближайшим конкурентом Алексея Козыря в этой номинации (нужно сказать, в принципе весьма немногочисленной – в конкурсе участвовало всего 11 проектов) стал Михаил Хазанов с коттеджным поселком «Горки-11». Проект, выставляющийся в «Доме на Брестской» уже далеко не в первый раз, в итоге получил «серебро».
Поселок в Снегирях. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Поселок в Снегирях. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»

В номинации «Общественный интерьер» первое место было присуждено офису компании «Аэроэкспресс» (архитектурное бюро «Арх груп»). Архитекторам Алексею Горяинову и Михаилу Крымову, бесспорно, удалось передать в интерьере специфику компании, обеспечивающей максимально быструю перевозку пассажиров из аэропорта в центр города и обратно. Так, сердце офиса – единый диспетчерский центр отгорожен выгнутой стеклянной стеной и уподоблен турбине самолета, а в оформлении других зон доминируют алые полосы, напоминающие стремительные аэроэкспрессы, и тонкие трубки потолочных светильников, навевающие ассоциации то ли с рельсами, то ли все с теми же экспрессами, мчащимися в ночи.
Офис компании «Аэроэкспресс». Архитектурное бюро «Арх груп». Фото Ильи Иванова
Офис компании «Аэроэкспресс». Архитектурное бюро «Арх груп». Фото Ильи Иванова

Столь же однозначного лидера в номинации «Жилой интерьер», увы, так и не нашлось – первое место жюри не присудило, два вторых разделили между собой Петр Костелов за проект многоуровневой квартиры в Москве и студия «ub design» за интерьер квартиры в Жуковке. А вот в номинации «Декорирование» победил архитектор Сергей Ерофеев, чья квартира в историческом центре Санкт-Петербурга покорила жюри и общим решением интерьера, и продуманным сочетанием множества мелких элементов декора.
Интерьер квартиры в историческом центре Санкт-Петербурга. Архитектурная мастерская Сергея Ерофеева
Интерьер квартиры в историческом центре Санкт-Петербурга. Архитектурная мастерская Сергея Ерофеева

И, наконец, в номинации «Деталь» победил частный жилой дом в поселке «Сокол», спроектированный Владиславом Платоновым (АСБ «Карлсон и К»). Этот особняк, наделенный запоминающимся силуэтом и яркой внешностью, сам автор называет «Инь-Янь», и, действительно, в нем хватает интересных архитектурных и дизайнерских находок. Впрочем, победа этого дома на фестивале доказывает не только справедливость судейства его жюри, но и тот факт, что для по-настоящему интересных проектов не существует срока давности – реализованный около восьми лет назад, он лишь сейчас получил общественное и профессиональное признание.
Частный жилой дом в поселке «Сокол». Архитектор Владислав Платонов (АСБ «Карлсон и К»)
Частный жилой дом в поселке «Сокол». Архитектор Владислав Платонов (АСБ «Карлсон и К»)