|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
23.04.2012
|
Золотая середина
|
Татьяна Пашинцева
|
Объект: |
Административно-деловой центр на ул. Ленина в Витебске
|
Адрес: |
Беларусь,
Витебск.
ул. Ленина, 11
|
Архитектор:
|
Валерий Лукомский
|
Мастерская:
|
Сити-Арх
|
Авторский коллектив:
|
Руководитель проекта:В. Лукомский. Главный конструктор: И. Азаренко. Архитекторы:А. Вашкевич, В. Копылова, В. Лукомский
|
В центре Витебска мастерская «Сити-Арх» проектирует административно-деловой центр. В его облике нашли отражение и приемы современной архитектуры, и черты окружающей исторической застройки.
Участок, на котором планируется построить новый комплекс, расположен в самом центре старинного белорусского города. В числе его ближайших соседей – историческая застройка, состоящая из двух- и трехэтажных жилых домов XIX – начала XX вв., а также знаменитый Свято-Покровский кафедральный Собор. Сама же будущая стройплощадка последние тридцать лет представляла собой не что иное, как пустырь. Визуально это место воспринималось как прореха, досадная лакуна в исторической ткани города и давно просило градостроительного осмысления и заполнения.
Валерий Лукомский признается, что отправной точкой при разработке архитектурно-планировочной композиции послужило именно расположение будущего делового комплекса рядом с Покровским собором. Архитекторам удалось тонко и тактично вмешаться в культурный пласт городской среды и выразить идею связи между прошлым, настоящим и будущим. Авторы проекта стремились, и не безуспешно, снять противоречия между тяготеющим к сухой официальности образом делового центра и духовностью, естественно присущей церковному зданию. Роль культурной и архитектурной доминанты в рядовой застройке улицы была оставлена за храмом, а новое сооружение было решено трактовать как переход от высотной застройки 90-х годов к собору. «Нужно было услышать правильную тональность и добавить новый голос в общее звучание свободного хора застройки исторической части города. Найти мелодику основной темы «вечных материалов» как средство выражения архитектурной индивидуальности здания», – говорит Валерий Лукомский.
Конфликт между потребностью в большом количестве офисных площадей (около 8000 кв.м.) и ограничениями строительства в охранной зоне потребовал от архитекторов особой изобретательности. Было решено разделить деловой комплекс на два объема – 3-этажный, соразмерный окружению и выходящий на красную линию застройки улицы Ленина, и 5-этажный, расположенный в глубине участка. Для максимального раскрытия вида на Покровский собор обращенная к нему сторона большего объема скошена и развернута вглубь участка. Правда, оговаривается Валерий Лукомский, есть вероятность, что новый заказчик уменьшит объем офисных зданий, и тогда высота заглубленной части комплекса автоматически понизится.
Трех- и пятиэтажный объемы противопоставлены друг другу не только высотой и габаритами, но и стилистически. Высокая часть имеет сплошное остекление, позволяющее ей частично раствориться в городском окружении. А трехэтажное здание, в свою очередь, представляет собой современную интерпретацию окружающей исторической архитектуры: скатная кровля, оштукатуренный фасад, эркеры, арка сквозного проезда во двор – все это приметы старого Витебска. Но, отдавая дань традициям, авторы привносят в облик здания, обращенного к старому городу, и черты современной архитектуры. Так, гранитный цокольный этаж визуально облегчен большими витражами, которые «отрывают» постройку от земли. Вся правая часть сооружения, обращенная в сторону Покровского собора, выполнена полностью в стекле. Тем самым сквозь нее открывается вид на старинный город, появляются эффектные ракурсы с отражением здания церкви. Сопоставление современной жизни, стремительной и неустойчивой, и незыблемой вечности прочитывается во всех конструкциях.
Колористическая палитра комплекса базируется на привычном для Витебска сочетании темно-коричневого низа (гранитный цоколь), бледно-желтого фасада (фактурная штукатурка) и серо-бирюзового верха (кровля, козырьки и карнизы из патинированной меди). Но в этот рядовой фасон были внесены «острые», активные детали – стеклянные эркеры, которые возвышаются над кровлей и стеклянными скобами обхватывают здание сверху. Выглядит это так, словно стоящий на заднем плане стеклянный объем «прорастает» сквозь хрупкую ретро-ткань и готов поглотить ее. Кстати, такие же эркеры есть и на заглубленной части здания, что позволяет стилистически связать два разнохарактерных объема. Но, главное, их рельефные выступы призваны задать ритм и стать своего рода визуальным переходом к более высокой Покровской церкви, в архитектуре которой преобладают вертикальные элементы (угловые башни, вытянутые окна и т.п.). В то же время стеклянные пилоны эркеров перекликаются с классицистическими полуколоннами здания горсовета.
Проектируемое здание позиционируется как офис класса «В», соответствующим образом решена и его внутренняя планировка: с 1-го по 5-ый этажи комплекса заняты офисами, цокольный этаж отведен под парковку. Главный вход в связи со значительным перепадом рельефа также организован в уровне цокольного этажа, а уровнем выше архитекторы предусмотрели небольшое кафе – днем оно будет открыто для работников офисов, а вечером для всех желающих. Для того, чтобы ориентировать кафе на город и визуально подчеркнуть его связь с общественной жизнью, авторы слегка развернули его стены и крыльцо по отношению к основным осям здания.
Валерий Лукомский проектирует для Витебска больше 30 лет, стараясь сохранить и поддержать новой архитектурой осколки исторического наследия. Несколько лет назад вместе с архитекторами из Белоруссии ему удалось отстоять и Покровский собор, который хотели потихоньку снести. Поэтому неудивительно, что проект мастерской «Сити-Арх» с первого раза прошел архитектурный совет Управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры РБ – административно-деловой центр на улице Ленина прекрасно вписался в контекст Витебска.
План первого этажа
|
|