Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.
Территория Завода имени Лихачёва
Все материалы предоставлены компанией IRP Group – оператором стратегической сессии
Решение жюри было вынесено и объявлено на конференции, проведенной 2-3 марта организатором конкурса, консалтинговой компанией IRP Group, которая работает с территорией ЗИЛ в статусе исполнителя по разработке мастер-плана (эта же компания организовала конкурс). Обсуждение длилось два дня, первый из которых заняли рассказы авторов о проектах, а в течение второго дня экспертный совет, разделившись на пять (!) тематических групп формулировал пожелания по доработке проектов-победителей.
В состав жюри, в числе прочих, вошли Маркус Аппенцеллер из бюро KCAP (один из авторов мастер-плана города Перми), известный российский урбанист Александр Высоковский, японец Хироки Мацуура (Maxwan architects+urbanists), голландец Еверт Верхаген (бюро REUSE).
Условия конкурса радуют своей прогрессивностью. Поставленные цели читаются как миссия, выходящая далеко за пределы реконструкции локальной промзоны (пусть и одной из самых больших в мире, как написал недавно в своем твиттере член жюри конкурса Еверт Верхаген; площадь ЗИЛа больше 300 га). Цели, например, такие: решить проблемы, «препятствующие конструктивному развитию Московской агломерации». И даже – преодолеть исключительно «девелоперский», инвестиционно-коммерческий характер застройки промзон Москвы. Следовательно, участники конкурса должны были совместить в своих проектах две на первый взгляд противоположные вещи: общественную значимость и инвестиционную привлекательность; ценность для горожан – и выгоду для инвесторов. Жюри решило, что лучше всего это удалось российскому «Меганому» и немецкому Uberbau.
Архитекторы бюро «Проект Меганом» чутко откликнулись на поставленную сверхзадачу и взглянули на город масштабно. Они нанизали свой «полуостров ЗИЛ» сразу на две природные оси Москвы: на существующую нить Москвы-реки и на (пока) воображаемую вереницу скверов между Лосиным островом на северо-востоке и юго-западным Битцевским парком. Архитекторы представили себе зелень вокруг реки Нищенки немного разросшейся и предложили достать из-под земли реку Котловку, создав из двух притоков Москвы-реки вторую водно-парковую «ось». В месте ее пересечения с главной рекой города поместился «Город возможностей», намеченный «Меганомом» на месте ЗИЛа.
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Западную часть полуострова архитекторы предлагают радикально перестроить, отдав невысокой жилой застройке (около 1 млн кв. метров жилья). Очертания восточной половины они сохраняют почти прежними – промышленными (400 тыс. кв. м нового строительства), где в больших ангарах помещаются инновационные производства, а между ними – «ветряные мельницы» обновленной экологичной электростанции. «Меганом» (как, впрочем и все другие участники) сохраняют существующий бульвар, проходящий сейчас посреди ЗИЛа и разделяющий его на две половины. Вдоль бульвара они выстраивают стадионы, выставочные залы и образовательные учреждения (800 тыс. кв. м), завершая их вереницу университетским зданием на стрелке у реки. Оно похоже на гигантского ежа или на «колодцы», которые собирают дети из карандашей – потому что собрано из длинных прямоугольных балок, поставленных в пять ярусов друг на друга под разными углами. Архитекторы тщательнейшим образом просчитали этапы постепенного развития территории, закрытия части зданий и превращения их на время в культурные центры, волнового сноса и одновременного компенсирующего строительства. Образность же на первом этапе – очень лаконичная, и основана она на сочетании белых брусков с гнутыми заржавленными листами модернистских скульптур. А унылый промышленный перешеек, соединяющий полуостров ЗИЛа с Нагатинским парком архитекторы предложили превратить в череду зеленых островков, своего рода эко-Венецию. [см. авторскую презентацию проекта бюро «Меганом»]
Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
Бюро Uberbau GBR пригласило в соавторы урбаниста Михаила Блинкина, а также нескольких российских и немецких коллег. Они очень детально, привлекая множество зарубежных аналогий, проанализировали проблемы загрязнения (включая расходы на его очистку). Вдохновившись примерами Сеула и Барселоны, авторы предложили множество идей по части взаимодействия с рекой, включая даже специфический способ очистки воды путем пропуска ее через ручейки-отстойники. Часть берега прорезается каналами и получается водный мини-парк; в этом проекте жюри особенно отметило тщательную работу авторов с рекой.
Изучив старые фотографии, архитекторы предложили восстановить сосновый парк, бывший в западной части полуострова до строительства завода. Ближе к трассе Третьего кольца Uberbau разместили музей ЗИЛа (впрочем, от темы истории автозавода не ушел ни один из конкурсантов). Состав функций в проекте немецкого бюро столь же многообразен, как у «Меганома»: запланировано строительство жилья, офисов, магазинов и даже театра. Общая площадь нового строительства – почти 4 миллиона кв. метров, тогда как у «Меганома» она меньше 3 миллионов. При взгляде сверху проекты также перекликаются – визуально: западная часть по версии Uberbau также раздроблена сравнительно невысоким новым строительством, восточная отдана заводским ангарам, а речной «фасад» обзаводится небольшим акцентом в виде блестящего приплюснутого яйца. [см. авторскую презентацию проекта бюро Uberbau]
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Концепция бюро Uberbau
Любопытны также и проекты, не прошедшие в следующий тур. Valode&Pistre предложили создать на территории ЗИЛа деловой район, подобный «Москва-Сити», общей площадью 4,5 млн кв. метров. Международный финансовый центр (он один занимает в этом проекте 3 млн кв. метров) и конгресс-центры они располагают по сторонам уже упомянутого бульвара ЗИЛ, выстраивая вдоль него вереницы башен с главным четырехсотметровым небоскребом в виде заостренной пирамиды. Остальную территорию французские архитекторы отдали жилым кварталам, а набережные – паркам и прочим развлечениям. Зеленые дворы жилых кварталов клиньями расширяются к реке. Из инновационных производств Valode&Pistre отдали предпочтение «парку биомедицинских технологий». [см. авторскую презентацию проекта Valode&Pistre]
Концепция бюро Valode Pistre
Проект бюро Valode Pistre.
Концепция бюро Valode Pistre
Голландское бюро Mecanoo назвало свой проект «Город мастеров», а в качестве ближайшей аналогии выбрало инновационное Сколково. В отличие от других проектов эта концепция не предполагает строительства жилья; всю территорию занимают инновационный, энергетический и производственный кампусы, а также музеи и учреждения культуры. Кампусы планируется окружить тематическими парками.
Mecanoo сохраняют бульвар ЗИЛа, но дополняют его новой поперечной осью – еще одним бульваром, идущим точно с запада на восток, к Нагатинскому парку на соседнем острове. В месте пересечения бульваров, неподалеку от станции кольцевой железной дороги запланирована «площадь ЗИЛа», окруженная несколькими большими искусственными прудами. Дорожную сеть архитекторы дополнили легким метро, проведя его вдоль двух бульваров. Авторы также продумали экологическую составляющую проекта: «зеленые» крыши; экраны, отражающие солнечные лучи; коллекторы, аккумулирующие дождевую воду. В этом проекте нового строительства меньше всего – 2 млн кв. метров. [см. авторскую презентацию проекта Mecanoo]
Проект бюро Mecanoo.
Концепция бюро Mecanoo
Концепция бюро Mecanoo
Концепция бюро Mecanoo
Напомним, что планы реконструкции территории ЗИЛа обсуждаются с конца 1990-х годов. В 2000 году правительство Москвы выпустило постановление о его застройке панельным жильем для переселения окрестных пятиэтажек до 2005 года, но эти планы не осуществились. На территории ЗИЛа также предлагали разместить офисы, научный центр, кампусы Высшей школы экономики, а также конвейер для сборки «Ё-мобилей». Последний конкурс был запущен весной 2011 года, вначале на конкурсе портфолио из 17 присланных заявок были отобраны четыре мастерских для участия в первом этапе. Результаты второго, итогового этапа конкурса планируется подвести в апреле текущего года.