Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.02.2012

«Как посравнить да посмотреть…»

Софья Кондрашина

О том, почему парк на территории Зарядья лучше многофункциональных объектов, а регулярная сетка улиц безопасней тупиковых, и о том, какое будущее ждет Русаковскую улицу в Москве, – в нашем новом обзоре блогов.

Вид на Зарядье от старого Москворецкого моста. Иллюстрация с сайта alex-i1.livejournal.com © Александр Иванов
Вид на Зарядье от старого Москворецкого моста. Иллюстрация с сайта alex-i1.livejournal.com © Александр Иванов
В Интернете продолжается обсуждение строительства парка на территории бывшей гостиницы «Россия». Так, aromus в своем блоге размышляет о нашумевшей статье архитектора Кирилла Асса «Спасти Зарядье от Путина и его парка». Автор уверен, что спасать территорию гостиницы «Россия» надо не от Путина, а от бесхозности и деградации, и пока самое лучшее решение – это разбить парк. Возможно здесь и  воссоздание сетки исторических улиц, и рельефа, и часовни Николы Мокрого. Но самое главное – «создать саму идею памятника городу», а не застраивать территорию многофункциональными объектами, считает автор. Посмотреть же на Зарядье 1930-х годов можно в блоге «Моя Москва». Там выложены 3D изображения панорам, улиц и отдельных домов Зарядья с краеведческими пояснениями к каждому отрезку интернет-прогулки.

Марина Хрусталева в своем блоге на портале «Сноб» рассказывает о квартале 998 и Русаковской улице в Москве – «заповеднике» архитектуры эпохи советского авангарда». Поводом для этой публикации стала информация о том, что 24 февраля комиссия по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия  должна была решить судьбу нескольких домов Русаковской улицы, а также «рабочего поселка» – квартала 998. Однако по инициативе Префектуры ВАО «сносная» комиссия пока отложила принятие решения. Впрочем, как считает Марина Хрусталева, это не значит, что  квартал будет сохранен: известно, что уже разрабатывается проект новой застройки территории.

О шедевре архитектуры классицизма – доме Пашкова в Москве – можно прочитать в блоге aroundtree. Автор пишет об истории памятника архитектуры, о расположенных там музее и библиотеке, открытых в середине XIX века графом Николаем Румянцевым, и даже о некоторых постоянных читателях Румянцевской публичной библиотеки, одним из которых был, например, Лев Николаевич Толстой. Ныне в доме Пашкова работают три библиотечных отдела – научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии.

На этой неделе появилось несколько материалов, посвященных малоизвестной архитектуре. Так, архитектор Дмитрий Новиков на своем сайте рассказывает о трех разных городах – Бомбее, Днепропетровске и Юрмале. Первый пост посвящен Бомбею – центр этого города застраивался в основном в конце XIX века колониальными особняками и правительственными зданиями. В это время в Бомбее работал английский архитектор Ф.Стивенс, соединявший в своих постройках  английскую готику викторианской эпохи и индуистские мотивы. По его проектам было построено несколько зданий, в том числе вокзал Виктория Терминус. В статье о Днепропетровске автор пишет, что местная архитектура поражает своей необычностью, непохожестью ни на что и контрастом – соседством классической архитектуры и современной. Третий пост Дмитрия Новикова посвящен городу-курорту в Латвии – Юрмале. Автор рассказывает об уникальных памятниках деревянного зодчества, современных особняках и коттеджах города. А краевед Денис Ромодин в своем блоге рассказывает о городе Дрезна Московской области, который формировался как рабочий поселок вокруг прядильно- ткацкой фабрики Зиминых. Спустя годы поселок стал городом, при этом сохранив ткацкое производство.

В блоге UrbanUrban можно узнать о переходе США от традиционной регулярной сетки улиц начала XX века к тупиковой сетке пригородов середины прошлого столетия. В статье приводятся выводы специалистов отделения строительства и природообустройства Университета штата Коннектикут Нормана Гаррика и  Уэсли Маршалла. Они, исследовав сетки улиц, сделали заключение, что вопреки распространенному мнению, регулярная сетка безопасней тупиковой, которая создается больше для машин, а не для людей: в плотной регулярной городской застройке жители чаще ходят пешком или передвигаются на велосипеде, в пригороде же люди вынуждены постоянно ездить на автомобиле, что увеличивает риск аварий.