Лауреатом Притцкеровской премии-2012 стал китайский архитектор Ван Шу, основатель бюро Amateur Architecture Studio.
Ван Шу. Фото Zhu Chenzhou
48-летний архитектор стал одним из самых молодых обладателей этой награды за всю ее историю. Это весьма существенно, т. к. Притцкеровская премия присуждается именно за жизненный вклад в архитектуру. Но методологическая и образная цельность работ Ван Шу позволила жюри отметить его в некоторой степени «авансом»: количество его реализованных проектов относительно невелико, и абсолютное большинство из них относится к последнему десятилетию.Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Ван Шу пока работал только в Китае, его единственными «вылазками» за рубеж стали проекты-инсталляции, с успехом показанные на венецианских биеннале 2006 и 2010 годов. Наряду с ними, внимание международной общественности привлек его Исторический музей в Нинбо (2003–2008), стены которого сложены из «вторсырья» — камня и кирпича из снесенных во время строительного «бума» построек. Он представляет собой комплекс из нескольких асимметричных корпусов, объединенных обшитой досками платформой: это напоминание об исторической ткани города и ее человеческом масштабе, стремительно исчезающих сегодня в китайских городах.Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Тема традиции и современности — ключевая для Ван Шу. Он отказывается цитировать элементы китайского зодчества, но тщательно изучает его историю, в первую очередь — в форме ремесленной, народной техники строительства. Для этого он в течение 1990-х годов работал вместе с рядовыми строителями на скромных объектах, по большей части — обновлении старых сооружений (почти все они были затем снесены, чтобы уступить место крупным девелоперским проектам). По его мнению, для таких мастеров даже сейчас характерны спонтанность, «ремесленность» и опора на многовековую культурную традицию. Именно эту «ремесленность» Ван Шу имел в виду, называя свое бюро «Любительской архитектурной студией» (Amateur Architecture Studio): для него ремесленник — это тот же любитель, но так же и каждый, кто любит свою работу, а не делает ее ради денег или карьеры.Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Спонтанность для Ван Шу чрезвычайно важна: в работе архитектора, особенно в Китае, немало неожиданных поворотов, поэтому надо быть готовым к изменениям в проекте даже на стадии строительства. Также мастер рассматривает это качество в философском смысле, что напоминает о традициях буддийской школы чань (на Западе более известен ее японский аналог дзэн): проект может быть создан очень быстро (исторический музей в Нинбо появился во вполне разработанном виде за одну ночь), но на основе предварительных размышлений, в случае с Ван Шу — разнообразных исследований. Это неслучайно схоже с работой каллиграфа: архитектор много занимается этим традиционным китайским искусством.Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Еще одна линия в его творчестве — индивидуальность и человечность; он призывает называть постройку «домом», а не «зданием», а также призывает помнить, что жизнь важнее проектирования. Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Среди его источников вдохновения, кроме национальной традиции, мировая история искусства, литература, кинематограф, среди мастеров архитектуры — Алваро Сиза, Альдо Росси, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Луис Кан, Карло Скарпа, а также ранние работы Тадао Андо.Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Ван Шу представляется вполне достойным, хотя и на удивление молодым лауреатом Притцкеровской премии, но в его победе именно в этом году, увы, чувствуется политический или коммерческий подтекст. Еще осенью 2011 организатор премии — фонд Hyatt Foundation (основанный владельцами сети отелей) — объявил, что следующая церемония награждения пройдет в Пекине, и что это решение горячо поддержано мэрией столицы КНР. А затем, как будто в пандан к месту действия, был выбран обладатель награды. Такое совпадение можно было бы счесть случайным, если бы сейчас организаторы не рассказывали подробно о том, что это именно случайность, и что это происходит уже не в первый раз в истории премии: американцы уже получали "Притцкера" в США, а итальянцы - в Италии, и это ничего не значит... Такая многословность наводит на подозрения.
Нина Фролова
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007)
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Библиотека колледжа Вэньчжэн (1999-2000). Фото Lu Wenyu
Вилла «Керамический дом» в Цзиньхуа (2003-2006). Фото Lu Hengzhong
Музей современного искусства в Нинбо (2001-2005). Фото Lu Hengzhong
Инсталляция из черепицы снесенных во время «бума» в Китае домов «Черепичный сад» на Венецианской биеннале 2006 года. Фото Lu Wenyu
Инсталляция «Распад купола» на Венецианской биеннале 2010 года. Фото Lu Wenyu
|