Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2012

Традиция спонтанности

Мастерская:
Amateur Architecture Studio

Лауреатом Притцкеровской премии-2012 стал китайский архитектор Ван Шу, основатель бюро Amateur Architecture Studio.

Ван Шу. Фото Zhu Chenzhou
Ван Шу. Фото Zhu Chenzhou
48-летний архитектор стал одним из самых молодых обладателей этой награды за всю ее историю. Это весьма существенно, т. к. Притцкеровская премия присуждается именно за жизненный вклад в архитектуру. Но методологическая и образная цельность работ Ван Шу позволила жюри отметить его в некоторой степени «авансом»: количество его реализованных проектов относительно невелико, и абсолютное большинство из них относится к последнему десятилетию.
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong


Ван Шу пока работал только в Китае, его единственными «вылазками» за рубеж стали проекты-инсталляции, с успехом показанные на венецианских биеннале 2006 и 2010 годов. Наряду с ними, внимание международной общественности привлек его Исторический музей в Нинбо (2003–2008), стены которого сложены из «вторсырья» — камня и кирпича из снесенных во время строительного «бума» построек. Он представляет собой комплекс из нескольких асимметричных корпусов, объединенных обшитой досками платформой: это напоминание об исторической ткани города и ее человеческом масштабе, стремительно исчезающих сегодня в китайских городах.
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong


Тема традиции и современности — ключевая для Ван Шу. Он отказывается цитировать элементы китайского зодчества, но тщательно изучает его историю, в первую очередь — в форме ремесленной, народной техники строительства. Для этого он в течение 1990-х годов работал вместе с рядовыми строителями на скромных объектах, по большей части — обновлении старых сооружений (почти все они были затем снесены, чтобы уступить место крупным девелоперским проектам). По его мнению, для таких мастеров даже сейчас характерны спонтанность, «ремесленность» и опора на многовековую культурную традицию. Именно эту «ремесленность» Ван Шу имел в виду, называя свое бюро «Любительской архитектурной студией» (Amateur Architecture Studio): для него ремесленник — это тот же любитель, но так же и каждый, кто любит свою работу, а не делает ее ради денег или карьеры.
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong


Спонтанность для Ван Шу чрезвычайно важна: в работе архитектора, особенно в Китае, немало неожиданных поворотов, поэтому надо быть готовым к изменениям в проекте даже на стадии строительства. Также мастер рассматривает это качество в философском смысле, что напоминает о традициях буддийской школы чань (на Западе более известен ее японский аналог дзэн): проект может быть создан очень быстро (исторический музей в Нинбо появился во вполне разработанном виде за одну ночь), но на основе предварительных размышлений, в случае с Ван Шу — разнообразных исследований. Это неслучайно схоже с работой каллиграфа: архитектор много занимается этим традиционным китайским искусством.
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong


Еще одна линия в его творчестве — индивидуальность и человечность; он призывает называть постройку «домом», а не «зданием», а также призывает помнить, что жизнь важнее проектирования.
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong
Исторический музей в Нинбо (2003–2008). Фото Lu Hengzhong


Среди его источников вдохновения, кроме национальной традиции, мировая история искусства, литература, кинематограф, среди мастеров архитектуры — Алваро Сиза, Альдо Росси, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Луис Кан, Карло Скарпа, а также ранние работы Тадао Андо.
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong


Ван Шу представляется вполне достойным, хотя и на удивление молодым лауреатом Притцкеровской премии, но в его победе именно в этом году, увы, чувствуется политический или коммерческий подтекст. Еще осенью 2011 организатор премии — фонд Hyatt Foundation (основанный владельцами сети отелей) — объявил, что следующая церемония награждения пройдет в Пекине, и что это решение горячо поддержано мэрией столицы КНР.
А затем, как будто в пандан к месту действия, был выбран обладатель награды. Такое совпадение можно было бы счесть случайным, если бы сейчас организаторы не рассказывали подробно о том, что это именно случайность, и что это происходит уже не в первый раз в истории премии: американцы уже получали "Притцкера" в США, а итальянцы - в Италии, и это ничего не значит... Такая многословность наводит на подозрения.

Нина Фролова
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007)
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007)
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Кампус Сяншань Китайской АХ в Ханчжоу (2002-2007). Фото Lu Hengzhong
Библиотека колледжа Вэньчжэн (1999-2000). Фото Lu Wenyu
Библиотека колледжа Вэньчжэн (1999-2000). Фото Lu Wenyu
Вилла «Керамический дом» в Цзиньхуа (2003-2006). Фото Lu Hengzhong
Вилла «Керамический дом» в Цзиньхуа (2003-2006). Фото Lu Hengzhong
Музей современного искусства в Нинбо (2001-2005). Фото Lu Hengzhong
Музей современного искусства в Нинбо (2001-2005). Фото Lu Hengzhong
Инсталляция из черепицы снесенных во время «бума» в Китае домов «Черепичный сад» на Венецианской биеннале 2006 года. Фото Lu Wenyu
Инсталляция из черепицы снесенных во время «бума» в Китае домов «Черепичный сад» на Венецианской биеннале 2006 года. Фото Lu Wenyu
Инсталляция «Распад купола» на Венецианской биеннале 2010 года. Фото Lu Wenyu
Инсталляция «Распад купола» на Венецианской биеннале 2010 года. Фото Lu Wenyu