Самой обсуждаемой темой в сети на этой неделе, бесспорно, стало уничтожение памятника конструктивизма – московского стадиона «Динамо». Дискуссию вызвали и итоги конкурса на проект благоустройства Комсомольского проспекта в Перми. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре блогов.
Стадион «Динамо». Фотография с сайта nelomai.livejournal.com
Острую реакцию интернет-сообщества вызвал начавшийся 10 февраля снос Восточной арены стадиона «Динамо». Девелопер реконструкции «ВТБ-арена» приступил к работам, несмотря на собственное обещание не разрушать памятник истории и культуры. Подробнее об этом координатор «Архнадзора» Константин Михайлов рассказывает в блоге движения и в сообществе «Не ломай». А Марина Хрусталева в своем блоге на портале «Сноб» напоминает о том, что за сохранение фасадов «Динамо» выступали не только градозащитники, но, например, и голландский архитектор Эрик ван Эгераат, одержавший победу в международном конкурсе на реконструкцию стадиона, а впоследствии отстраненный от работы над проектом (заказ передали малоизвестному американскому архитектору Дэвиду Маника).
Интересно, что инвестор считает, что Северная, Южная и Восточная части фасадов стадиона особой ценности не представляют, так как были снесены и построены вновь в конце 1970-х годов к Московской Олимпиаде. Правда, при этом он как-то игнорирует, что Исполком Моссовета в 1987 году признал все четыре арены памятником архитектуры. Иными словами, еще год назад «Динамо» числился памятником и охране подлежали конфигурация наружных стен, и общая композиция, и архитектурное оформление всех фасадов, и даже характеристики штукатурки, сегодня же стадион именуется в регламентах «достопримечательным местом», а значит, по закону, уже ничто не мешает новому строительству на его территории. «Архнадзор» также публикует в своем блоге письма протеста российских и зарубежных специалистов, возмущенных небывалым натиском на архитектурное наследие ХХ века – одновременным разрушением здания универмага «Детский мир» и стадиона «Динамо». В частности, на этот раз в московскую мэрию обратилась Испанская Ассоциация по сохранению архитектурного наследия ХХ века.
Итоги еще одной очень спорной реконструкции обсуждаются на сайте журнала «Афиша», где опубликована статья под названием «Что стало с гостиницей «Москва». Многочисленные комментаторы единодушны во мнении, что интерьеры заново отстроенной гостиницы – это «гиперпафос и гламур», за которыми не осталось ни намека на ту «Москву», какой она была раньше.
Архитектор Эдуард Хайман опубликовал в своем блоге конкурсный проект таунхаусов для инновационного центра «Сколково». Проект под названием «О6» по праву можно назвать «зеленым»: он представляет собой замкнутое жилое кольцо, сливающееся с природным окружением, кроме того, на его кровле авторы предусмотрели возможность установки солнечных батарей и других альтернативных источников энергии.
В Интернете продолжается обсуждение и уже завершившегося конкурса дизайн-проектов по оформлению уличного пространства Перми. Так, общественный деятель Денис Галицкий считает, что проект «Студии Артемия Лебедева», победивший в онлайн-конкурсе, «не соответствует характеру» Комсомольского проспекта. Автор ставит под сомнение идею бюро создать единое прогулочное пространство: во-первых, едва ли кому-то захочется гулять посреди 6-полосной автотрассы, а во-вторых, сквозной проход невозможен из-за поперечных улиц. Что касается красно-белых ворот в начале проспекта, то, по мнению автора, они не соответствует ни масштабу, ни эстетике улицы. Подробное описание проекта выложено на сайте «Студии Артемия Лебедева». Там, в частности, говорится, что кроме включения в ткань проспекта малых архитектурных форм и создания бульвара, авторы предложили разместить в конце Компроса торговый центр, а также сеть магазинов. Проект предусматривает обновление в стиле нового проспекта и существующих зданий.
Архитектор Александр Ложкин в своем блоге рассказывает о визите в Пермь представителей Международного общества специалистов по городскому и региональному планированию (ISOCARP). Цель этого визита – обсуждение структуры и программы конгресса ISOCARP, который пройдет в Перми в сентябре 2012 года. А предприниматель и журналист Алексей Меркулов рассуждает на тему «Каким был Свердловск и каким мы сделали Екатеринбург?». В одном посте он сравнивает фотографии центральной части города, выполненные в прошлом веке и в настоящее время. В другом – пишет о сохранившемся посреди «стеклянных» высоток Екатеринбурга старинном доме Пестовых. Этот полукаменный двухэтажный особняк с резным деревянным декором построен в конце XIX века и знаменит тем, что в нем когда-то жил писатель Аркадий Гайдар. Сам дом находится в частной собственности, а вот земельный участок, на котором он построен, нет, и эта юридическая коллизия, к сожалению, чрезвычайно осложняет реставрацию памятника, но никто в области не торопится ее разрешить.