Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.02.2012

Киевский архипелаг

Нина Фролова

В международном конкурсе на проект развития островов на Днепре в Киеве команда молодых российских архитекторов заняла почетное второе место. Среди лауреатов состязания они оказались единственными представителями СНГ.

План развития киевских островов. Изображение предоставлено авторами
План развития киевских островов. Изображение предоставлено авторами
По заданию конкурса, участники должны были продумать способ трансформации Великого, Ольгинского, Муромца, Трухининова, Венецианского и других островов в многофункциональную рекреационную зону для туристов и горожан; кроме того, там планируется создать объекты экологического образования и восстановить природную среду, сохранить имеющиеся там памятники истории и архитектуры.
План развития киевских островов. Изображение предоставлено авторами
План развития киевских островов. Изображение предоставлено авторами


Российские архитекторы Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Артем Стаборовский, Артем Китаев и Николай Мартынов  рассудили, что все эти задачи можно реализовать, лишь обеспечив удобный доступ на острова всем желающим. И потому предложили, наряду с развитым паромным сообщением, провести туда канатную дорогу, связанную с общегородской транспортной сетью. Она соединяет острова Трухининов, Долобецкий, Венецианский и Великий. На последнем расположен один из образцовых эко-объектов — турбинный парк, — также по канатной дороге можно будет попасть на вершину одной из «ветровых башен» с вертикальными ламелями, где устроена смотровая площадка: оттуда можно будет окинуть взглядом как киевские острова, так и панораму исторической части города.
Мусороперерабатывающий завод. Изображение предоставлено авторами
Мусороперерабатывающий завод. Изображение предоставлено авторами


Обновленная транспортная инфраструктура также поспособствует связи между центром и районами за Днепром, в том числе — новый пешеходный мост-дуга, одновременно служащий полноценным общественным пространством. Еще один мост, уже в форме кольца, соединяет три острова; в его границах устроены «термы» с деревянными «мостками», в зимнее время становящимися удобным местом для рыбалки.
Зона «терм» зимой и летом. Изображение предоставлено авторами
Зона «терм» зимой и летом. Изображение предоставлено авторами


Среди предложенных архитекторами эко-сооружений — мусороперерабатывающий завод и музей эко-технологий: предполагается, что пищевые отходы из учреждений общепита будут использоваться как биотопливо для выработки электроэнергии, что позволит частично покрыть потребность «архипелага» в электричестве. На самом северном из островов предполагается устроить фестивальную зону: во время паводка установленные там монументы частично уйдут под воду, а по поверхности реки можно будет пустить плоты.
Турбинный парк и смотровая площадка. Изображение предоставлено авторами
Турбинный парк и смотровая площадка. Изображение предоставлено авторами


Кроме различных рекреационных и культурных функций архитекторы разработали для островов проект природного заповедника, где посетители смогут увидеть характерных для окрестностей Киева животных и растения в естественной для них среде, а также заняться эко-рыбалкой. Разнообразие функциональных зон «киевского архипелага» обеспечит активное использование островов в течение всего года.
Монумент на заливном лугу: при обычном уровне воды и во время паводка. Изображение предоставлено авторами
Монумент на заливном лугу: при обычном уровне воды и во время паводка. Изображение предоставлено авторами
Вид моста-дуги через Днепр. Изображение предоставлено авторами
Вид моста-дуги через Днепр. Изображение предоставлено авторами