Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.02.2012

Фрики разные нужны?

Анна Мартовицкая

Одной из главных тем сетевых дискуссий на этой неделе стали архитектурные конкурсы, как уже состоявшиеся, так и недавно объявленные. Особенно сильно профессиональное сообщество возмутили итоги недавно прошедшего в Тульской области конкурса на проект музея самоваров, а также полная невнятность технического задания конкурса на реконструкцию территории бывшей гостиницы «Россия». Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре блогов.

Один из участников конкурса на лучший музей самоваров в Тульской области © http://konkurs.samovaroff.net
Один из участников конкурса на лучший музей самоваров в Тульской области © http://konkurs.samovaroff.net
Поводом для многоплановой дискуссии между архитекторами и критиками стала статья «В парке закипает самоварх», опубликованная в Агентстве архитектурных новостей и посвященная итогам архитектурного конкурса на лучший проект музея самоваров, который состоялся в Тульской области. Результаты этого состязания, в котором участвовало множество интересных проектов, а победило здание, внешне напоминающее гигантский самовар из стекла и керамогранита, возмутили профессиональное сообщество. Архитектор Никита Асадов в блоге журнала «Проект Россия» на Facebook с горечью комментирует: «И что бы ни пытались придумать архитекторы в своей профессиональной среде, какую новую идентичность ни пытались предложить обществу, все попытки останутся без ответа. Пока у этого общества не вырастут другие желания и устремления. Пока не придет разочарование в той монументальной пошлости, которая стала символом нашей настоящей, а не заявленной действительности». В комментариях к этой заметке развернулся спор о том, насколько в принципе нужна фриковая архитектура. Елена Гонсалес, например, считает: «Кто сказал, что архитектура не может быть смешной? Мне лично не интересно видеть во всех городах «типовой европейский музей». Ярослав Ковальчук возражает: «Смешная архитектура – это кошмар. Представь, что ты один и тот же анекдот слушаешь каждый день, на протяжении многих лет...» Подытоживает все тот же Никита Асадов: «Но когда откровенная фриковость пытается сочетать себя с монументальностью, когда наивная непосредственность начинает пытаться с умным видом говорить на серьезные темы, мы не получаем ничего кроме «большого облома», – слишком серьезно для смешного, слишком смешно для серьезного. Ну нельзя облицевать избушку на курьих ножках керамогранитом, и на полном серьезе говорить, что таким образом наша страна становится на путь инновационного развития». Итогом дискуссии стало предложение провести альтернативное голосование за представленные проекты музея самоваров альтернативным составом жюри и опубликовать его итоги.

В том же блоге журнала «Проект Россия» на Facebook Анатолий Белов опубликовал свои впечатления от пресс-конференции Александра Кузьмина по поводу конкурса на развитие территории бывшей гостиницы «Россия».  «Жюри конкурса не сформировано, объем представления конкурсного материала не задан (определен лишь состав проектной экспозиции – требования к масштабу чертежей и к формату подачи озвучены не были), программа конкурса не составлена. Александр Викторович, правда, пообещал, что в самом скором времени программу доведут до ума – она будет размещена на сайтах Москомархитектуры и Союза архитекторов России. Проблема в том, что часики-то уже тикают. Срок и без того маленький, а тут еще с программой заминка». Недоумение автора разделили и комментаторы. В частности, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов убежден: «Наша прекрасная Москомархитектура совершенно не умеет проводить какие бы то ни было конкурсы. Такая невинная подробность - г-н Коллонтай, которому г-н Кузьмин поручил разработать задание на конкурс на развитие московской агломерации (Большой Москвы), дабы обеспечить в данном «историческом» мероприятии подобающее иностранное участие попросту прогнал составленную им бумагу через гугл-переводчик. Маленькая, но красноречивая деталька».

В сообществе «Не ломай», посвященном сносу исторических зданий в Москве и изучению мирового опыта редевелопмента, координатор общественного движения «Архнадзор» и председатель правления Московского общества архитектурного наследия Марина Хрусталева подробнейшим образом рассказывает о перспективах развития территории «Красного октября». Здесь нет принципиально новой информации, но Хрусталева очень четко и наглядно структурирует все, что известно по «Красному Октябрю» в настоящий момент, уделяя внимание и самым ценным постройкам на территории бывшей шоколадной фабрики, и планам «Гута-Девелопмент», имевшим место до кризиса 2008 года, и нынешнему положению дел. Отвечает автор поста и на вопрос о том, кто и зачем мог спровоцировать информационную панику по «Красному Октябрю».

В рамках XVI фестиваля «Золотая капитель» представители Сибирского центра современного искусства и Сибирского центра содействия архитектуре решили установить в новосибирском Академгородке памятник художнику-авангардисту Элю Лисицкому. Одним из инициаторов выступил известный архитектурный критик Александр Ложкин. Сообщество ru_architect цитирует его аргументы в пользу появления подобного монумента: «Лисицкий здесь (в Новосибирске) физически никогда не был, но его жена немка была сослана в Новосибирск в 1941 году. Здесь же, в Доме Ученых Академгородка, прошла его единственная в России выставка». Правда, нельзя сказать, что блогеры встретили эту идею восторженно. Одни авторы прямо советуют: «Пусть за свой счет строят и у себя на даче поставят». Другие высказывают более осторожные опасения: «Идея хорошая, но огорчили плакаты на фотографии. Все же надо их дизайн делать достойным темы. Иначе и памятник может стать номинальным, если с таким же подходом делать».  Подробнее о самом фестивале также рассказывают Борис Литвинов и Дмитрий Поповский.

Сам же Александр Ложкин в своем блоге наиболее подробно остановился на том, что одну из главных наград фестиваля получили пермские архитекторы Виктор Тарасенко и Станислав Ширяев – их проект малоэтажных жилых домов в жилом комплексе «Ива-3» в Мотовилихинском районе был признан лучшим в номинации «Градостроительные комплексы». Ложкин, который теперь живет и работает в Перми, с гордостью отмечает, что это первая победа пермяков в престижном российском архитектурном конкурсе.

Еще одной интересной публикацией сообщества ru_architect стал пост архитектурного фотографа Ильи Иванова, поделившегося снимками Шуховской башни на Оке – единственной в мире гиперболоидной многосекционной опоры линии электропередачи, выполненной в виде несущей сетчатой оболочки. Эффектные снимки этого подлинного шедевра инженерной мысли очень понравились читателям, правда, кое-кто при этом поинтересовался: «А для чего эта штука?»

А в Ярославле открылась выставка эскизов памятника погибшим хоккеистам «Локомотива», сообщает блог «Улица Свободы». В конкурсе на лучший мемориал участвуют и профессиональные скульпторы, и начинающие художники, – всего и те и другие выполнили более 60-ти скульптурных эскизов. Совсем скоро из множества вариантов выберут один – сейчас в фойе «Арены 2000» идет народное голосование, а в сети активное обсуждение проектов.

В сообществе «Архитектурное наследие» появились публикации об истории и основных архитектурных достопримечательностях Пскова, а также большой пост, посвященный Музею деревянного зодчества, существующего на территории музея-заповедника «Коломенское» с 2006 года. Обе публикации сопровождены эффектными зимними фотографиями, так и призывающими увидеть описанные красоты собственными глазами.

Рассказом о более далеком путешествии с читателями делится Илья Буяновский – в своем блоге он разместил целую серию публикаций, посвященных дореволюционной и советской архитектуре Братска. Сообщество «Соварх», в свою очередь, предлагает совершить прогулку по самым старым станциям Ленинградского метро. А блог «Новости в фотографиях» опубликовал фотографии новой школы Vittra Telefonplan, расположенной в Стокгольме. В этом учебном заведении нет ни традиционных классов, ни скучных однообразных парт – вместо них ученикам предложены разнообразные лектории и лаборатории, спортивные уголки и общественные зоны, оформленные предельно демократично и ярко. По замыслу архитекторов (бюро Rosan Bosch), такая обстановка куда больше способствует формированию личностей XXI века. Правда, далеко не все русскоязычные комментаторы проекта разделили этот энтузиазм – по мнению многих блогеров, слишком яркая атмосфера школы будет лишь отвлекать школьников и расхолаживать. 
Проект-победитель конкурса на лучший музей самоваров в Тульской области
Проект-победитель конкурса на лучший музей самоваров в Тульской области
Никита Асадов
Никита Асадов
Анатолий Белов
Анатолий Белов
Вид на фабрику «Красный Октябрь»
Вид на фабрику «Красный Октябрь»
Один из проектов, разработанных в рамках конкурса на лучший памятник погибшим хоккеистам «Локомотива»
Один из проектов, разработанных в рамках конкурса на лучший памятник погибшим хоккеистам «Локомотива»
Шуховская башня на Оке. Фото: Илья Иванов
Шуховская башня на Оке. Фото: Илья Иванов
Псков © http://arch-heritage.livejournal.com
Псков © http://arch-heritage.livejournal.com
Музей деревянного зодчества, на территории музея-заповедника «Коломенское» © http://arch-heritage.livejournal.com
Музей деревянного зодчества, на территории музея-заповедника «Коломенское» © http://arch-heritage.livejournal.com
Братск. © Илья Буяновский
Братск. © Илья Буяновский
Школа Vittra Telefonplan в Стокгольме © http://bigpicture.ru
Школа Vittra Telefonplan в Стокгольме © http://bigpicture.ru