С 31 января по 3 февраля в Новосибирске прошел XVI зимний фестиваль архитектуры и дизайна «Золотая капитель». В этот раз его основной площадкой стал новый масштабный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр».
Фото: http://zkapitel.ru
В этом году «Золотая Капитель» прошла одновременно с крупнейшей в Сибирском федеральном округе строительной выставкой SibBuild. От царства стройматериалов и стендов, демонстрирующих новейшую строительную технику, обширная фестивальная площадка (а «Капитель»-2012 развернулась на площади 1500 кв.м.) фактически никак не была отделена, а найти ее можно было по гигантской пенопластовой корове. По замыслу ее автора, известного новосибирского архитектора-нонконформиста Андрея Чернова, брутальная буренка голландской породы символизировала «архитектуру-мать-кормилицу».
Заявленная организатором (Сибирский центр содействия архитектуре) тема фестиваля этого года – «Устойчивая архитектура. Устойчивый город. Устойчивая территория» – красной (хотя в данном случае правильнее было бы сказать «зеленой») нитью прошла через все выставки, семинары, лекции и мастер-классы, а названия лекций приглашенных экспертов и вовсе сложились в стройную трилогию: «Устойчивый город» Кристиана Хеннеке (CultureBridge Architects, Германия), «Идеальный город» Кейса Каана (Claus En Kaan Architecten, Нидерланды) и «Открытый город» Киса Кристиансе (KCAP, Нидерланды).
Кристиан Хеннеке в своем выступлении основной упор сделал на энергосберегающую архитектуру и реновацию, демонстрируя прототипы зданий, разработанные в рамках совместного германско-китайского проекта RECAST Urumqi для северо-западного Китая, климат которого по экстремальности схож с климатом Южной Сибири. Голландцы сделали акцент на городское планирование, высокоплотную, но гуманную застройку, а также на простые и логичные решения «понятной архитектуры». Заслуженный архитектор РФ Никита Явейн показал реализованные и конкурсные проекты «Студии 44» для Санкт-Петербурга, Сочи, Астаны и Лондона.
В экспозиции фестиваля было представлено сразу несколько выставок. Это и фотопроект «Астана – новая столица» (СЦСА), и выставка работ международного фестиваля инновационных технологий «Зеленый проект» (Союз Архитекторов России), и концепция Арт-Парка под Новосибирском, разработанная Андреем Черновым. Также на «Золотой капители» были показаны результаты воркшопов, проведенных в рамках российско-голландского проекта «Город как лаборатория» в Новосибирске и Челябинске (НГАХА и ЮУрГУ), и вербально-мануфактурный проект издательства TATLIN под названием «Жизнь умнее архитектора».
Вторая зимняя параметрическая школа и прошедший в ее рамках воркшоп «СО-Общество_2» предоставили всем желающим возможность посетить цикл лекций о высокотехнологичной архитектуре, ее перспективах и неочевидных методах формообразования. Их провели москвичи Эдуард Хайман и Максим Малеин, а также Алекс Ворден из США, две лекции которого были посвящены «вязаной» архитектуре. И если в прошлом году участники воркшопа знакомились с азами параметрического инструментария, то в этот раз целью было внедрение параметрического метода в практику. Для начала на примере малых объектов – уличных скамеек для новосибирского Академгородка. Тем самым воркшоповцы пытались решить прагматичную задачу проектирования малых архитектурных форм, призванных не только разнообразить среду, но и расшевелить т.н. «мемориальное» сознание местных жителей, сопротивляющихся любой модернизации созданного пятьдесят лет назад Академгородка. Всего за четыре дня участники семинара не только разработали эскизы скамеек, но и на базе технологического парка Академпарк смогли воплотить часть проектов во вполне осязаемые макеты, продемонстрированные на закрытии фестиваля.
Центральным и самым ожидаемым событием «Золотой капители», по традиции, стал смотр-конкурс лучших архитектурных проектов и построек. Его география постоянно расширяется: в этом году в конкурсе приняли участие архитекторы из 27 городов и более двух десятков архитектурных вузов России. Напомним, что важнейшей отличительной чертой этого состязания является его абсолютная независимость от союзов и других профессиональных организаций – в жюри входят только лауреаты и дипломанты прошлых лет, а голосование идет независимо друг от друга по электронной системе подсчета баллов, тем самым исключая возможность принятия каких-либо политических решений. Результаты конкурса дают ежегодный объективный срез реалий российской архитектуры. Причем не только той, что проектируется и строится, но и той, что пока только «варится» в недрах архитектурных вузов.
Всего на конкурс в этом году было представлено 157 проектов, однако, по отзывам жюри, действительно интересных работ было немного, поэтому шорт-лист конкурса оказался почти в два раза короче, чем в предыдущие годы. Впрочем, по мнению самих экспертов, это свидетельствует не столько о кризисе в отрасли, сколько о стремлении архитекторов к качеству. Кстати, в этом году смотр-конкурс обновил и свою главную награду: теперь это авторская статуэтка «Золотая капитель» известного сибирского скульптора Алексея Дьякова в виде минималистской головы, выполненной из чистой бронзы и потому довольно увесистой.
Самые ценные «головы» в этом году уехали в Пермь (архитекторы В.С.Тарасенко и С.М. Ширяев за проект малоэтажные жилые дома в жилом комплексе «Ива-3» в Мотовилихинском районе Перми), Омск (В.М.Курепин, А.А.Гаценко и др. за мост через р. Ишим по пр. Кабанбай Батыра в Астане) и Москву (Архитектурное бюро «Леонидов и партнеры» за индивидуальный жилой дом в Подмосковье), еще одна осталась в Новосибирске (Архитектурное бюро Федора Бухтоярова за ресторан «Beerman&Пельмени»). А «Золотая капитель» и Гран-при в размере 100 000 рублей достались Эрику ван Эгераату и новосибирскому конструкторскому бюро «ЛОММЕТА» за торгово-развлекательный комплекс «Вершина» в Сургуте. В разделе «Архмолодежь» Золотой диплом был присужден за проект жилого комплекса «Лагуна» в акватории Волгоградского водохранилища (Злата Чуйкова, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет). Подробнее о лауреатах и дипломантах «Золотой капители» можно прочитать на официальном сайте фестиваля.
Напоследок хочется еще раз упомянуть «священную корову» – представляется, что она, подобно троянскому коню, появилась на строительной выставке, до того не особо жаловавшей архитектуру, совсем не случайно. И хочется надеяться, что наметившееся сближение архитекторов и строителей выльется, наконец, в современную качественную застройку, которая не только изменит лицо российских городов, но и сделает жизнь в них хотя бы немного комфортнее.
Кристиан Хеннеке, Culturebrige Architects / Германия. Фото: http://zkapitel.ru
Игорь Поповский, председатель Новосибирского союза архитекторов. Фото: http://zkapitel.ru
Астана. Фото: Слава Степанов
Торгово-развлекательный комплекс «Вершина» в Сургуте. Архитектурная мастерская Эрика ван Эгераата, Нидерланды. Конструкторское бюро «ЛОММЕТА», Новосибирск
Мост через р. Ишим по пр. Кабанбай Батыра в Астане, Казахстан. Курепин В.М., Гаценко А.А., Новиков К.А., Колесов И.Н., Вострецов Е.А. (Омск)
Малоэтажные жилые дома в жилом комплексе Ива-3 в Мотовилихинском районе Перми. Тарасенко В.С., Ширяев С.М.
Индивидуальный жилой дом в Подмосковье. Архитектурное бюро «Леонидов и партнеры»
Ресторан Beerman & Пельмени в Новосибирске. Архитектурное бюро Федора Бухтоярова