Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2007

Национальное, уникальное, эмоциональное: лекция Гаэтано Пеше

Ирина Фильченкова
Архитектор:
Гаэтано Пеше

2 июня в рамках Арх Москвы по приглашению журнала AD и Chivas прочел лекцию известный итальянский дизайнер и архитектор Гаэтано Пеше. Он рассказал о различии между архитектурой и строительством, национальным и рациональным, а также о том, что в будущем вещи должны стать одновременно уникальными и дешевыми - так маэстро видит промышленную революцию третьего поколения. Пророчества слушала Ирина Фильченкова

Мэтр дизайна начал свою лекцию с определения понятия архитектуры – к которой он относит от силы 10 зданий XX века среди которых – музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, музей в Бильбао Фрэнка Гэри, «Дом на воде» Ллойда Райта и другие. «Архитектура это создание чего-то нового и уникального, а все остальное можно назвать просто строительством». Поэтому  всем присутствующим студентам он посоветовал «сразу определиться чем они будут заниматься, так как и то и другое одинаково необходимо».

Гаэтано Пеше выступает за то, чтобы каждое здание имело свое собственное, не абстрактное, а национальное лицо. «Все идеологии ХХ века направлены на то, чтобы подавить личность, сделать ее просто винтиком, однако именно плюрализм является характеристикой современного общества. Каждый из нас уникален и неповторим – так почему же архитектура столь безлика и не отражает местной культуры, ландшафта, климата?» Пеше показал публике с десяток «абстрактных» зданий и все время спрашивал у зала – кто-нибудь может сказать, где это находится? Но в ответ, как правило, была тишина.

Сам Пеше в начале творчества был рационалистом, но потом, много попутешествовав по миру, он понял, что не существует ничего одинакового и его цель   выражать эту разность. Сейчас мэтр активно пропагандирует третью промышленную революцию – после Первой промышленной революции XVIII века, конвейерного производства XX должна, по его мнению, настать дизайнерская революция – когда промышленным путем, то есть «за дешево», будут создаваться уникальные индивидуальные вещи. Например, машины на заказ или больше того, «я поставил машину, а потом, возвращаясь, не могу ее узнать, потому что за это время, к примеру, поменяла цвет… Я фанат вещи и считаю, что каждая должна быть сделана специально для меня, под мой характер, но при этом не стоить дорого».

Среди своих проектов он представил дом в Японии, Осака. Следуя японскому принципу «отсекать все лишнее», Пеше увидел в бамбуке символ страны, который к тому же ассоциируется для него со свободой – «каждый стебель как-то особенно и неповторимо наклонен, и все они двигаются и колышатся». Он активно применил бамбуковый стебель на фасаде, заставил им всю поверхность, а рядом с каменным портретом растения он поместил кадки с настоящим. В итоге фасад превратился в сплошные бамбуковые заросли.

Для небольшого городка близ Генуи Пеше создал причал для лодок, совмещенный с искусственным пляжем, кафе и небольшие магазинчики. Он сделан в форме большой рыбины, «обглоданные» косточки которой стали собственно причалом, брюшко – пляжем, а голова – общественной зоной. Этот проект, как рассказал автор, очень понравился одному чиновнику, который недавно стал мэром города – реализация причала, скорее всего, случится.

Несколько лет назад среди именитых архитекторов: Захи Хадид, Поля Андре и других – проводился конкурс на создание гостиничного номера в одном из городов мира. Пеше выпала комната в гостинице «Москва», чему он был очень рад, и сделал, по его же собственным словам, немного кичевый и провокационный проект. Дверь в ванную в виде лица мужчины и женщины из очень мягких «приятных на ощупь» материалов, подушки в виде золотоглавых куполов, покрывало в виде карты города. Москва для Пеше кажется слишком разнообразной и экстравагантной, при этом он хотел создать действительно необычный интерьер вместо тех беленых, которые обычно встречаются в гостиницах. Не обошлось и без советской символики - полупрозрачный пол в комнате украшен маленькими серпами и молотами в знак того, что раньше это был символ который был у всех над головами, а сейчас он стал таким маленьким, люди теперь свободны и по нему теперь можно ходить ногами. Произведением искусства в комнате можно назвать светильник из множества гибких проводов, которые изгибаются в любую сторону, так что освещается вся комната. Комната была представлена в гостинице «Москва» незадолго перед ее сносом.

Свою приверженность делу развенчания мифов и устоявшихся мнений, Гаэтано Пеше проиллюстрировал так: к 500-летию Андреа Палладио он изготовил ярко-красный шкаф в знак того, что великий мастер был сыном прачки (а белье было цветное) и жителем Венеции, и поэтому не мог не использовать цвет. А сейчас все считают дома Палладио монохромно-белоснежными. Шкаф выполнен из специального пластика, в котором тончайшим образом изображено полошащееся белье и бегущая по воде пена.

«Московская комната» Гаэтано Пеше была показана в гостинице «Москва» незадолго до сноса ее подлинного здания
«Московская комната» Гаэтано Пеше была показана в гостинице «Москва» незадолго до сноса ее подлинного здания
Гаэтано Пеше. Фотографии Ирины Фильченковой
Гаэтано Пеше. Фотографии Ирины Фильченковой
Проект шкафа
Проект шкафа
Проект причала для лодок
Проект причала для лодок
Шкаф «Андреа Палладио»
Шкаф «Андреа Палладио»