Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.02.2012

Наследие разных лет

Объект:
Башня The Shard
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Башня Torre Sevilla
Адрес:
Испания, None, Севилья.
Мост Мийо
Адрес:
Франция, None,
Мастерская:
Foster + Partners
OLIN
Weiss/Manfredi Architecture

В очередном обзоре зарубежной прессы — проблемы сохранения памятников Средневековья и построек, которым едва исполнилось десять лет, исторических пространств и домов замечательных людей.

Минарет (ныне колокольня) Хиральда в Севилье. Фото Wikimedia Commons
Минарет (ныне колокольня) Хиральда в Севилье. Фото Wikimedia Commons
Британская газета The Guardian сообщает, что ЮНЕСКО предупреждает власти Севильи: строящийся там небоскреб по проекту Сезара Пелли исказит исторический облик города, в частности его комплекс памятников Всемирного наследия: собора, дворца Алькасар и минарета Хиральда. 40-этажная  башня «Пуэрто Триана» (178 м) возводится на противоположном от исторического центра берегу Гвадалквивира. Уже в процессе архитектурного конкурса власти сомневались в верности своего решения, но постановили от него не отступать, что они и делали 4 последних года, в течение которых ЮНЕСКО пыталось добиться изменения проекта. Сейчас постройка достигла высоты в 12 этажей; если международные эксперты не смогут договориться со сменившейся администрации Севильи, город может быть вычеркнут из списка Всемирного наследия.
Башня «Пуэрто Триана» в Севилье. Проект. Фотомонтаж. Вид из центра города
Башня «Пуэрто Триана» в Севилье. Проект. Фотомонтаж. Вид из центра города
Вид из лондонского Тауэра на строящийся небоскреб «Шард Лондон Бридж». Фото Veronika Lukasova/ZUMA Press/Corbis
Вид из лондонского Тауэра на строящийся небоскреб «Шард Лондон Бридж». Фото Veronika Lukasova/ZUMA Press/Corbis


Такую же озабоченность и по тому же поводу вызывает у ЮНЕСКО Лондон: там расположено несколько оберегаемых им объектов, но только один из них, Тауэр, находится в реальной опасности. Как пишет ведущий английский журналист и председатель фонда сохранения наследия National Trust Саймон Дженкинс, возводимый рядом небоскреб «Шард Лондон Бридж» по проекту Ренцо Пьяно (при 310 м финальной высоты он должен стать самым высоким в Западной Европе) уже подавляет средневековую крепость своими размерами. Кроме того, рядом с Тауэром по берегам Темзы расположились многочисленные современные сооружения, абсолютно не принимающие контекст во внимание: это заставило ЮНЕСКО отнести Лондон к самым беспечным по отношению к наследию городам Европы.
«Шард Лондон Бридж» в процессе строительства. Январь 2011. Фото © Lewis Whyld/PA
«Шард Лондон Бридж» в процессе строительства. Январь 2011. Фото © Lewis Whyld/PA
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото с сайта bbc.co.uk
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото с сайта bbc.co.uk


Но из Англии приходят и добрые вести: The Telegraph описывает тщательную реставрацию Большого амбара в деревне Хармондсворт близ аэропорта Хитроу. Эта деревянная постройка 1426 года — одна из крупнейших и лучших по качеству в стране; ее длина — 60 м, высота и ширина — 11 м и 12 м, соответственно. Амбар был построен при дворянской усадьбе и находился в частном владении, постепенно разрушаясь, пока организация сохранения наследия English Heritage не приобрела его в 2011 за 20 тысяч фунтов и не отреставрировала; в ближайшую Пасху он откроется для посетителей.
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото Felix Clay
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото Felix Clay


Средневековые амбары, сравнимые по своему размеру и монументальности с соборами, есть во многих районах страны, но пока отношение к ним в обществе более прохладное, чем к имениям и храмам; при этом, к примеру, Большой десятинный амбар в Грейт-Коксвелле с каменными стенами начала 14 в. был одной из любимых построек Людвига Мис ван дер Роэ. Специалисты English Heritage надеются, что функционирование амбара в Хармондсворте в качестве музея привлечет внимание публики к проблемам сохранения таких сооружений.
Вид Национального Молла в Вашингтоне с указанием участков будущей реконструкции. Фото Weiss/Manfredi + OLIN
Вид Национального Молла в Вашингтоне с указанием участков будущей реконструкции. Фото Weiss/Manfredi + OLIN


В Вашингтоне беспокоятся о более «представительном» наследии: там завершается конкурс на проекты реконструкции трех участков Национального Молла — бульвара, где расположены главные монументы и мемориалы США, а также крупные музеи. Американская столица с подозрением относится к архитекторам (к примеру, недавний проект мемориала Эйзенхауэра Фрэнка Гери встретил противоборство потомков «Айка» из-за своей недостаточной монументальности, что можно трактовать и как «неклассичность»). Тем не менее, как сообщает ArchDaily со слов победителей, два из трех объектов конкурса — пространство вокруг храмообразного Мемориала Вашингтона и Сады Конституции — будут проектировать неомодернисты: бюро «Уэйсс/Манфреди» совместно с ландшафтными архитекторами OLIN; их выбрали из сотен других претендентов.
Дом Лян Сычэна незадолго до разрушения. Фото с сайта history.cultural-china.com
Дом Лян Сычэна незадолго до разрушения. Фото с сайта history.cultural-china.com


Через океан от США к наследию относятся не так трепетно: в Пекине девелоперы снесли дом Лян Сычэна — исследователя, создавшего историю китайской архитектуры как науку с ноля в середине 20 века; также он занимался сохранением наследия, в том числе и в китайской столице, участвовал в разработке ее генплана. Кроме того, он работал над проектами "государственной важности": был представителем КНР в архитектурной команде здания ООН в Нью-Йорке, трудился над дизайном государственного флага и герба Китая. Его дом начала 20 в. входил в комплекс хутунов — традиционных кварталов, постепенно исчезающих под натиском современной застройки. Его уже пытались снести в 2009, но тогда защитникам наследия удалось отстоять постройку, хотя она и серьезно пострадала. Теперь же застройщик выбрал для сноса день Нового года (по восточному календарю): никто не ожидал проведения работ в праздник, поэтому дом защитить не удалось. Районные власти заявили, что заставят застройщика «воссоздать» дом исследователя, хотя охранители наследия предложили вместо новодела создать там мемориальный парк.
Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике. Фото © Gehry Partners LLP
Дом Фрэнка Гери в Санта-Монике. Фото © Gehry Partners LLP


Значительно больше повезло другому жилищу видного деятеля культуры — собственному дому Фрэнка Гери в калифорнийской Санта-Монике (1978): Американский институт архитекторов отметил его «Наградой 25 лет» (Twenty-five Year Award) за 2012 год. Она присуждается зданиям, построенным 25–35 лет назад и не потерявшим за прошедшие годы актуальности решения, соответствия функции и программе. По словам архитектора, этот дом из недорогих материалов был критикой «символов» (в том числе и архитектурных) среднего класса, к которому принадлежал и сам Гери. Сейчас постройка остается «комментарием» к традиционному типу дома американских и европейских пригородов.
Мост Мийо. Фото: Phillip Capper via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0
Мост Мийо. Фото: Phillip Capper via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0


Но если «молодая» постройка Гери получила премию для зданий своего «возраста», то "юный" французский виадук Мийо (2004), спроектированный Норманом Фостером и инженером Мишелем Вирложё, претендует на звание объекта Всемирного наследия. Как сообщает Le Moniteur, этот бетонный мост (высота 343 м) и чугунный железнодорожный мост Гараби (высота 122 м; 1884, авторы проекта — бюро Густава Эйфеля) планируется представить на рассмотрение ЮНЕСКО в ближайшем будущем. Инициаторы заявки считают, что эти удивительные сооружения, демонстрирующие высшие достижения архитектурной и инженерной мысли конца 19 и начала 21 столетий соответственно, достойны самой высокой оценки человечества.

Н. Ф.
Мост Гараби. Фото Wikimedia Commons
Мост Гараби. Фото Wikimedia Commons