В очередном обзоре зарубежной прессы — проблемы сохранения памятников Средневековья и построек, которым едва исполнилось десять лет, исторических пространств и домов замечательных людей.
Минарет (ныне колокольня) Хиральда в Севилье. Фото Wikimedia Commons
Британская газета The Guardian сообщает, что ЮНЕСКО предупреждает власти Севильи: строящийся там небоскреб по проекту Сезара Пелли исказит исторический облик города, в частности его комплекс памятников Всемирного наследия: собора, дворца Алькасар и минарета Хиральда. 40-этажная башня «Пуэрто Триана» (178 м) возводится на противоположном от исторического центра берегу Гвадалквивира. Уже в процессе архитектурного конкурса власти сомневались в верности своего решения, но постановили от него не отступать, что они и делали 4 последних года, в течение которых ЮНЕСКО пыталось добиться изменения проекта. Сейчас постройка достигла высоты в 12 этажей; если международные эксперты не смогут договориться со сменившейся администрации Севильи, город может быть вычеркнут из списка Всемирного наследия.
Башня «Пуэрто Триана» в Севилье. Проект. Фотомонтаж. Вид из центра города
Вид из лондонского Тауэра на строящийся небоскреб «Шард Лондон Бридж». Фото Veronika Lukasova/ZUMA Press/Corbis
Такую же озабоченность и по тому же поводу вызывает у ЮНЕСКО Лондон: там расположено несколько оберегаемых им объектов, но только один из них, Тауэр, находится в реальной опасности. Как пишет ведущий английский журналист и председатель фонда сохранения наследия National Trust Саймон Дженкинс, возводимый рядом небоскреб «Шард Лондон Бридж» по проекту Ренцо Пьяно (при 310 м финальной высоты он должен стать самым высоким в Западной Европе) уже подавляет средневековую крепость своими размерами. Кроме того, рядом с Тауэром по берегам Темзы расположились многочисленные современные сооружения, абсолютно не принимающие контекст во внимание: это заставило ЮНЕСКО отнести Лондон к самым беспечным по отношению к наследию городам Европы.
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото с сайта bbc.co.uk
Но из Англии приходят и добрые вести: The Telegraph описывает тщательную реставрацию Большого амбара в деревне Хармондсворт близ аэропорта Хитроу. Эта деревянная постройка 1426 года — одна из крупнейших и лучших по качеству в стране; ее длина — 60 м, высота и ширина — 11 м и 12 м, соответственно. Амбар был построен при дворянской усадьбе и находился в частном владении, постепенно разрушаясь, пока организация сохранения наследия English Heritage не приобрела его в 2011 за 20 тысяч фунтов и не отреставрировала; в ближайшую Пасху он откроется для посетителей.
Большой амбар в деревне Хармондсворт. Фото Felix Clay
Средневековые амбары, сравнимые по своему размеру и монументальности с соборами, есть во многих районах страны, но пока отношение к ним в обществе более прохладное, чем к имениям и храмам; при этом, к примеру, Большой десятинный амбар в Грейт-Коксвелле с каменными стенами начала 14 в. был одной из любимых построек Людвига Мис ван дер Роэ. Специалисты English Heritage надеются, что функционирование амбара в Хармондсворте в качестве музея привлечет внимание публики к проблемам сохранения таких сооружений.
Вид Национального Молла в Вашингтоне с указанием участков будущей реконструкции. Фото Weiss/Manfredi + OLIN
В Вашингтоне беспокоятся о более «представительном» наследии: там завершается конкурс на проекты реконструкции трех участков Национального Молла — бульвара, где расположены главные монументы и мемориалы США, а также крупные музеи. Американская столица с подозрением относится к архитекторам (к примеру, недавний проект мемориала Эйзенхауэра Фрэнка Гери встретил противоборство потомков «Айка» из-за своей недостаточной монументальности, что можно трактовать и как «неклассичность»). Тем не менее, как сообщает ArchDaily со слов победителей, два из трех объектов конкурса — пространство вокруг храмообразного Мемориала Вашингтона и Сады Конституции — будут проектировать неомодернисты: бюро «Уэйсс/Манфреди» совместно с ландшафтными архитекторами OLIN; их выбрали из сотен других претендентов.
Дом Лян Сычэна незадолго до разрушения. Фото с сайта history.cultural-china.com
Через океан от США к наследию относятся не так трепетно: в Пекине девелоперы снесли дом Лян Сычэна — исследователя, создавшего историю китайской архитектуры как науку с ноля в середине 20 века; также он занимался сохранением наследия, в том числе и в китайской столице, участвовал в разработке ее генплана. Кроме того, он работал над проектами "государственной важности": был представителем КНР в архитектурной команде здания ООН в Нью-Йорке, трудился над дизайном государственного флага и герба Китая. Его дом начала 20 в. входил в комплекс хутунов — традиционных кварталов, постепенно исчезающих под натиском современной застройки. Его уже пытались снести в 2009, но тогда защитникам наследия удалось отстоять постройку, хотя она и серьезно пострадала. Теперь же застройщик выбрал для сноса день Нового года (по восточному календарю): никто не ожидал проведения работ в праздник, поэтому дом защитить не удалось. Районные власти заявили, что заставят застройщика «воссоздать» дом исследователя, хотя охранители наследия предложили вместо новодела создать там мемориальный парк.
Значительно больше повезло другому жилищу видного деятеля культуры — собственному дому Фрэнка Гери в калифорнийской Санта-Монике (1978): Американский институт архитекторов отметил его «Наградой 25 лет» (Twenty-five Year Award) за 2012 год. Она присуждается зданиям, построенным 25–35 лет назад и не потерявшим за прошедшие годы актуальности решения, соответствия функции и программе. По словам архитектора, этот дом из недорогих материалов был критикой «символов» (в том числе и архитектурных) среднего класса, к которому принадлежал и сам Гери. Сейчас постройка остается «комментарием» к традиционному типу дома американских и европейских пригородов.
Мост Мийо. Фото: Phillip Capper via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0
Но если «молодая» постройка Гери получила премию для зданий своего «возраста», то "юный" французский виадук Мийо (2004), спроектированный Норманом Фостером и инженером Мишелем Вирложё, претендует на звание объекта Всемирного наследия. Как сообщает Le Moniteur, этот бетонный мост (высота 343 м) и чугунный железнодорожный мост Гараби (высота 122 м; 1884, авторы проекта — бюро Густава Эйфеля) планируется представить на рассмотрение ЮНЕСКО в ближайшем будущем. Инициаторы заявки считают, что эти удивительные сооружения, демонстрирующие высшие достижения архитектурной и инженерной мысли конца 19 и начала 21 столетий соответственно, достойны самой высокой оценки человечества.