27 января в Музее Архитектуры состоялся вечер памяти Давида Саркисяна. Многочисленные друзья и коллеги вспоминали директора, руководившего музеем с 2000 по 2010 год. К этой встрече также были приурочены выставка Елены Цихон «Север для меня», проходящая во флигеле-руине, и презентация книги «Давид».
Анвар Шамузафаров и Ирина Коробьина. Фото Лидии Оглоблиной
Выставка Елены Цихон открылась чуть раньше – 17 января, – и объединяет фотографии автора и и саундтрек, в основу которого положены темы произведений великих композиторов Финляндии и Норвегии – Сибелиуса и Грига. Замысел этой экспозиции родился у Давида Саркисяна еще в 2004 году, он же придумал музыкальное сопровождение фоторяда и название для выставки. Елена Цихон вспоминает, что короткое смс со словами «Север для меня» она получила от Давида в декабре 2009-го, но открыть выставку тогда уже не успели… Снимки «северной меланхолии» – достопримечательностей Карелии, Выборга и Осло, – которые как нельзя лучше смотрятся именно в холодной руине, будут демонстрироваться до 19 февраля.
Составителем книги о Давиде Саркисяне стала известный архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес. Как рассказала на вечере памяти Ирина Коробьина, нынешний директор МуАра, грант на книгу от Министерства культуры РФ музей получил давно, но в силу ряда бюрократических проволочек, воспользоваться им так и не смогли. Поэтому книга была подготовлена и издана целиком и полностью на деньги МуАра. Ее дизайном занимался Максим Спиваков, а в оформлении обложки использован нечеткий портрет Давида – фотография не в фокусе символизирует нашу память о бывшем директоре музея, постепенно размывающую его образ.
Елена Гонсалес работала над этим изданием два года: отбирала тексты, которые написали друзья и коллеги Давида, и фотографии, которые передали его родственники и знакомые. Большими усилиями ей удалось собрать их воедино и рассказать о Давиде не линейно и не скучно – а так, как ему бы самому понравилось. Впрочем, сама составитель признается, что книга вместила в себя лишь часть того, что можно рассказать о Саркисяне, и очень надеется, что со временем появятся издания, посвященные и другим сферам его многогранной жизни. Ведь до того, как стать директором Муара Давид успел изобрести лекарство, применяющееся при лечении болезни Альцгеймера, снять несколько фильмов и поработать кинокритиком.
Много на вечере памяти говорили и о том, как Давид Саркисян, человек, формально совершенно далекий от архитектуры, стал директором музея. Кто-то склонен приписывать это «чистой случайности», однако у Анвара Шамузафарова, тогдашнего руководителя Госстроя РФ, назначившего его на эту должность, были совершенно четкие мотивы. Однажды он посмотрел фильм «Анна Карамазофф», который Саркисян снял вместе с Рустамом Хамдамовым, и его поразило, насколько тонко Давид понимает пространство архитектуры, как он совершенно неожиданным способом показывает красоту захламленных интерьеров, кладбищ, облупившихся фасадов зданий. «Я увидел, что этот человек без архитектурного образования понимал и чувствовал архитектуру намного лучше тех, у кого такое образование было. И я не ошибся в своем решении, – рассказал на вечере памяти сам Шамузафаров. – Давид оказался в том самом месте, где должен был оказаться. Он стал мотором музея, его сердцем. И что же, сердце вынули, а музей продолжает работать… Но он продолжает развиваться по тому вектору, по которому его направил Давид».
Друзья и коллеги Давида с удовольствием вспоминали, что всего через несколько месяцев после своего прихода в музей Саркисян превратил это учреждение культуры в эпицентр культурной и архитектурной жизни, центр притяжения мировой архитектурной общественности. Для самого же Давида музей стал домом – не секрет, что директор здесь дневал и ночевал, а все свои личные сбережения потратил на восстановление музейного здания. «Не знаю, повторится ли еще одна такая счастливая декада в истории музея. С Давидом в музее витал дух архитектурного счастья», – сказал на вечере памяти Евгений Асс. В числе заслуг Саркисяна собравшиеся назвали и тот факт, что во многом именно его стараниями в Москве появились общественные градозащитные движения – «Москва, которой нет», «Архнадзор».
Лейтмотивом вечера стали слова о том, что с тех пор как Давид Саркисян ушел из жизни, прошло уже два года, но память о нем жива. Любовь Шакс, например, сняла о Давиде фильм-реквием, Юрий Аввакумов представил на Венецианской биеннале проект «Кабинет директора», который позднее экспонировался и в МуАре. Но, главное, что друзья и коллеги делают в память о Давиде – это продолжают его начинания. Как сказала в своей речи координатор «Архнадзора» Марина Хрусталева: «Я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем сделать все, о чем просил Давид». И то, что спустя два года после смерти директора, в стенах музея собирается так много его друзей и коллег, эту надежду только укрепляет.
Составитель книги «Давид» Елена Гонсалес
Марина Хрусталева и Рустам Рахматуллин
Обложка книги «Давид». Фотография Лидии Оглоблиной
Один из разворотов книги
|