Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.12.2011

Елки, парки и большая урбанистика

Лариса Романовская

Реставрация Большого театра, расширение границ столицы, реконструкция ЦПКиО имени Горького и первый Московский урбанистический форум – вот самые знаковые проекты уходящего года с точки зрения СМИ. Подробнее об этих и других событиях читайте в нашем сегодняшнем обзоре прессы.

Инсталляция «Возвращение» – победитель конкурса «Елка как арт-объект». Фото О.Самборской
Инсталляция «Возвращение» – победитель конкурса «Елка как арт-объект». Фото О.Самборской
Последние дни декабря – традиционное время для подведения итогов, и архитектурная пресса не исключение. Сразу несколько изданий и интернет-порталов, включая Агентство архитектурных новостей, опубликовали свои обзоры самых значимых для архитектурно-строительной отрасли событий 2011 года.

Так, журнал «Афиша», составив карту самых важных событий года, сразу несколько ее пунктов посвятил архитектуре и градостроительству. В категорию «ужасы» журнал записал расширение Москвы, а в «скандалы» – реставрацию Московского планетария и ГАБТа, а также конкурс на реконструкцию Политехнического музея и повсеместную замену асфальтового покрытия на плиточное в центре столицы. Одним из важнейших трендов года «Афиша» считает «урбанистику как хобби»: «С приходом нового мэра молодых москвичей увлекла наука о том, как обустроить идеальный город для людей, а не автомобилей и чиновников; круглые столы и лекции в профильном институте «Стрелка» перестали казаться чем-то инопланетным».

Итоги Московского урбанистического форума подводит в своем предновогоднем материале и журнал «Эксперт», записывая это мероприятие в число самых знаковых общественных дискуссий 2011-го. «Наиболее проблемными факторами были признаны состояние дорожной сети и автомобильные пробки, экологическая обстановка, обеспеченность детскими садами и школами, условия для ведения малого бизнеса, доступность медицинских услуг, шумовое загрязнение, безопасность и возможность найти интересную и оплачиваемую работу».

Безусловным лидером по количеству упоминаний в числе главных событий года стала наконец-то завершившаяся реконструкция Большого театра. При этом оценки итогам шестилетней работы даются самые разные. С точки зрения «Независимой газеты», открытие театра сопровождали «скандалы, связанные с растратами, выявленными Счетной палатой, со сменой подрядчиков, даже баснословная стоимость реконструкции в 24 млрд рублей». «Вся вертикаль, причастная к реставрации Большого, сработала с честью и блеском. Власть приняла точные решения, бизнес вовремя и правильно включился, а рядовые солдаты стройки – строители и реставраторы – совершили дело, которое впору назвать подвигом», – считают «Ведомости».

Расширение Москвы, идея которого впервые была озвучена нынешним летом, также возглавляет список самых неоднозначных проектов года. «Темпы реализации президентского проекта «Большая Москва» свидетельствуют скорее о падении к нему интереса в столичной мэрии. Остается надеяться, что после президентских выборов московские власти окончательно не разуверятся в проекте и не свернут его по-тихому», – отмечает «Коммерсант».

Еще один проект, пока вызывающий пока больше вопросов, чем надежд,– это реконструкция ВВЦ. В самом конце декабря стало известно о том, что председателем совета директоров ГАО ВВЦ назначен Георгий Боос. Подробнее об этом рассказывает РБК

А самым позитивным архитектурным событием года архитектурные журналисты дружно называют смену имиджа ЦПКиО им. Горького. «Очевидно, это свойство Парка культуры теперь – собирать в себя все культурное, несколько видоизменяя другие места. Тут действует закон сохранения культуры – если там прибыло, то в других местах убыло. Другие искусства развивались под знаком бранчливости», – пишет Григорий Ревзин.

Для Санкт-Петербурга 2011-й год стал переломным. Смена городской администрации, в том числе и руководства Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры подробно освещалась нынешней осенью как в городских, так и в общеросийских СМИ. А самой неоднозначной концепцией, утвержденной в этом году, по мнению Фонтанки.ру, является проект «Лахта-центр». В числе позитивных событий года ИА называет открытие станции метро «Адмиралтейская»: «Эта станция в подземной части была готова еще в 1997 году. Однако с этого времени власти никак не могли дать ей место для выхода на поверхность». Критик Михаил Золотоносов также считает удачей года новую станцию метро, правда, другую – «Обводный канал».

О перспективах сохранения памятников архитектуры в северной столице говорит и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давший развернутое интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости». Всемирный клуб петербуржцев предложил придать Северной Пальмире статус «города-музея» и это, по мнению Пиотровского, может принести огромную пользу как мегаполису, так и его жителям. «Если город будет жить по музейным правилам в отношении коллекций, ему будет легче выбирать, что строить и что сносить».

Поделился с журналистами итогами года и министр культуры РФ Александр Авдеев. «Мы отремонтировали 57 памятников, это очень много. Плюс мы ежегодно ремонтируем более 100 религиозных памятников, храмов действующих и недействующих», – рассказал чиновник в интервью РИА «Новости».

Итоги конкурса самых креативных новогодних елок, выставленных на территории бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь», были подведены накануне праздников. Изготовленное из любых подручных материалов новогоднее дерево должно было быть не только оригинальным, но и стойким к любым капризам непогоды. «Российская газета» в своем репортаже с конкурса уточняет, что «задачей конкурсантов было превратить главный новогодний символ – хвойное дерево – в произведение актуального искусства»,  а журнал «Собственник» с удовольствием приводит оригинальные названия композиций и их фотографии. Первый приз жюри присудило инсталляции «Возвращение», а «самой народной елкой» по итогам интернет-голосования была объявлена «Анатомия рождественского чуда». Подробнее об этих елках можно прочитать и в репортаже Агентства архитектурных новостей.

Схема расширения Москвы
Схема расширения Москвы
Проект реконструкции Политехнического музея Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP) © Naoko Kawamura&Junya Ishugami, ARUP
Проект реконструкции Политехнического музея Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP) © Naoko Kawamura&Junya Ishugami, ARUP