Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.12.2011

Геометрия души

Нина Фролова
Объект:
Галерея RuArts
Адрес:
Россия, Москва. 1-й Зачатьевский переулок, 10
Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Надточий, В. Бутко, О. Соколова, А. Малыгин
Конструкторы: Людмила Буянова, Ольга Пичугина

В московской галерее актуального искусства RuArts проходит выставка «Интроспекция» итальянского художника и скульптора Риккардо Мурелли. Подготовленная при поддержке Итальянского института культуры, она стала одним из событий, завершающих год Италии в России.

Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Фото предоставлено галереей RuArts
Экспозицию составили работы в русле геометрической абстракции, входящие в единую серию, одноименную выставке. Это камерные по размеру скульптуры из нержавеющей стали — самые ранние «интроспективные» произведения Мурелли, а также многометровые конструкции из сибирской лиственницы, названные автором Unlimited: они созданы специально для московской выставки. Кроме того, представлены работы масляной пастелью, в технике «рельефа» из бумаги и цифровой печати на прозрачном пластике (последние образуют подраздел «Интроспективная прозрачность»). Представленным кураторами Анной Вяземцевой и Евгенией Полатовской произведениям свойственна, несмотря на очевидную принадлежность к визуальным искусствам, выверенность и динамичность композиции, сближающая их с современной архитектурой.

Такие аналогии не случайны: Мурелли родился в семье архитекторов, в студенческие годы изучал историю искусства и архитектуры; на него повлияли такие мастера композиции, как основатель футуризма Умберто Боччони, художники русского авангарда Владимир Татлин и Александр Родченко. Как и они, Мурелли много внимания уделяет взаимодействию объекта и окружающего его пространства, даже если речь идет о двухмерных произведениях. Так, для выставки в RuArts он создал «Интроспекцию №18», работу масляной пастелью шириной в 4 м, предназначенную под конкретную точку интерьера и вступающую в диалог с архитектурой галереи, спроектированной Антоном Надточим и Верой Бутко.

Однако идея выставки не исчерпывается формальными экспериментами: работы Мурелли, как явствует из названия и экспозиции, и серии, посвящены интроспекции — внимательному взгляду в себя, рефлексии, исследованию своего внутреннего мира. Легче всего истолковать их как результат опыта самонаблюдения, предпринятого художником. Абстракция — пожалуй, идеальный способ для выражения того многообразия ощущений, желаний и эмоций, которые сосуществуют внутри каждого человека в любой момент времени. Эта противоречивая неосязаемая стихия определяет нашу жизнь не в меньшей степени, чем «объективные» факторы внешней среды, и любое фигуративное визуальное выражение лишит ее большей части содержания, поэтому в геометрических фигурах и в пересекающихся линиях видится единственно возможный для нее формальный язык.

Но есть и другой уровень восприятия работ Риккардо Мурелли, предложенный видным итальянским искусствоведом Людовикой Люмер: по ее мнению, они есть некий инструмент терапии, позволяющий зрителю встретиться с самим собой. В скульптурах и графических листах «Интроспекции» нет иного смысла, кроме лежащего на поверхности: сочетание линий и цветных плоскостей, поверхностей и объемов. Но смотрящий на них человек в процессе созерцания произведения погружается в мир своих страхов и желаний, вступая в контакт со своими эмоциями.

Если развить мысль Люмер, мы вновь придем к тому, что абстракционизм — самое универсальное направление в современном искусстве, позволяющее подняться над ограничениями предметности, привносящей в процесс общения зрителя с произведением осколки реальности и тем самым «засоряющей» его. Это своего рода идеальное «зеркало души»: о ней можно сказать словами Жака Дерриды: «единственная ситуация человеческого существования, в которой человек оказывается один на один с самим собой… мир уходит, и я наконец обретаю самого себя». Деррида говорил так о смерти, но геометрические абстракции Мурелли представляют альтернативу такому фатализму, предлагая зрителю взглянуть на жизнь — жизнь внутри себя.

Выставка продлится до 21 января 2012.
«Интроспекция №6». Масляная пастель, бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
«Интроспекция №6». Масляная пастель, бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. На первом плане – "Интроспективная структура №1". Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. На первом плане – "Интроспективная структура №1". Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Справа – скульптура Unlimited. Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Справа – скульптура Unlimited. Фото предоставлено галереей RuArts
Лист из серии «Рельефы». Бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
Лист из серии «Рельефы». Бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Работы из серии «Интроспективная прозрачность». Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Работы из серии «Интроспективная прозрачность». Фото предоставлено галереей RuArts
«Интроспекция №18». Масляная пастель, бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
«Интроспекция №18». Масляная пастель, бумага. Фото предоставлено Риккардо Мурелли
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Фото предоставлено галереей RuArts
Выставка Риккардо Мурелли «Интроспекция». Вид экспозиции. Фото предоставлено галереей RuArts
Риккардо Мурелли и искусствовед Людовика Люмер на открытии выставки «Интроспекция» в галерее RuArts. Фото предоставлено галереей RuArts
Риккардо Мурелли и искусствовед Людовика Люмер на открытии выставки «Интроспекция» в галерее RuArts. Фото предоставлено галереей RuArts