Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.12.2011

«Наши выпускники — архитекторы-художники и концептуалисты»

Мастерская:
JVA - Jarmund/Vigsnæs

На вопросы читателей Архи.ру ответил ректор Школы архитектуры и дизайна в Осло (AHO) Карл Отто Эллефсен.

Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Архи.ру:  Выпускники AHO — это «творцы» или же архитекторы-инженеры, проектировщики?

Карл Отто Эллефсен: Наши выпускники, скорее, архитекторы-художники и концептуалисты. Что же касается выпускников Технического университета в Тронхейме, то они больше архитекторы-инженеры. Но мы также очень много внимания уделяем тому, что бы наши студенты были в состоянии претворить свои идеи в жизнь.

А.: Как готовят в Норвегии студентов-архитекторов к «ресёчерской» деятельности, т. е. к сопутствующим проектированию исследованиям (демографического, экономического, социального контекста и т. д.)?

Э.: В первую очередь этому учат у нас на кафедре урбанизации и ландшафта (5-й и 6-й семестры бакалавриата). Но и в целом в AHO исследовательская работа достаточно распространена.
Комплекс AHO. Главный вход. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Главный вход. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой


А.: Как решаются этические вопросы в работе архитектора? Существует ли нечто вроде «третейского суда»? (например, если возникает спор заказчика и архитектора).

Э.: У национального объединения норвежских архитекторов (NAL) существуют комитеты, которые занимаются такими вопросами (например, комитет по этике и конфликтам), но у них только функции советников. В основном, они разбирают вопросы, связанные с отсутствием руководства и неэтичным поведением в отношении коллег. В случае возникновения более серьезных конфликтов с ними разбираются уже настоящие суды.

А.: Какое место в архитектурном образовании занимает история искусства и история архитектуры?

Э.: История архитектуры — это очень важная дисциплина для AHO, и мы делаем все, чтобы наш вуз в ближайшем будущем стал (если еще не является) ведущим европейским центром по изучению теории и истории архитектуры [речь идет в первую очередь о OCCAS — центре архитектурных исследований при AHO].
Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой


А.: Учат ли студентов писать тексты (например, пояснительные тексты к проектам)?

Э.: Вот с этим у нас постоянная проблема. У нас четкие представления по этому поводу: студенты должны учиться писать хорошие тексты и пояснения к своим проектам. Но мне сложно сказать, как много студентов достигают этой цели на практике…

А.: Какую часть общего учебного плана занимает изучение маркетинга, юриспруденции и прочих непрофильных дисциплин?

Э.: Мы их практически не изучаем.
Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой


А.: Насколько престижна в Норвегии профессия архитектора? Много ли людей стремится ими стать (существует ли большой конкурс при поступлении)? Наблюдается ли какая-либо динамика в последние годы?

Э.: Профессия архитектора в Норвегии престижна. Лишь один из 12 абитуриентов, которые выбирают кафедру архитектуры в AHO, получает там место. Число желающих поступить туда стабильно [высокое].

А.: Обязательна ли работа-практика во время учебы?

Э.: Не обязательна, но многие студенты берут академический отпуск на семестр или на целый год, и в это время работают.

А.: Есть ли возможность совмещать учебу и настоящую работу в архитектурном бюро?

Э.: Теоретически это невозможно, но многие так все же делают.
Комплекс AHO. Терраса на крыше. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Терраса на крыше. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой


А.: Проводятся ли воркшопы с участием практикующих архитекторов – не преподавателей вуза?

Э.: Очень часто, и мы приглашаем архитекторов со всей Европы.

А.: Насколько выпускник норвежского архитектурного вуза готов к работе за пределами Норвегии, например, в странах ЕС или в США?

Э.: Они должны быть к этому готовы, и некоторые так и поступают, [отправляясь на работу за границу]. Но ситуация на рынке вакансий у нас в Норвегии в последнее время настолько благоприятная, что многие все-таки остаются здесь. Чаще всего они открывают на родине собственные бюро, и успешно работают.
Комплекс AHO. Терраса на крыше. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой
Комплекс AHO. Терраса на крыше. Бывшее фабричное здание, реконструировано в 2000-2001 бюро Jarmund/Vigsnæs. Фото Нины Фроловой



Школа архитектуры и дизайна в Осло (Arkitektur- og designhøgskolen i Oslo — AHO) существует с 1945: она была основана для завершения обучения норвежских архитекторов, чья учеба была прервана Второй мировой войной. Сейчас в AHO можно получить дипломы магистра и PhD по специальностям «архитектура», «промышленный дизайн», «ландшафтная архитектура». Также существуют дополнительные курсы на степень магистра по урбанизму и архитектурному наследию. В AHO сейчас 600 учащихся и около 100 сотрудников.

Архи.ру выражает особую благодарность за помощь в подготовке этого материала Татьяне Феодоритовой, помощнику атташе по культуре Посольства Королевства Норвегия.
Отдельное спасибо нашим читателям, приславшим вопросы для К. О. Эллефсена: Ольге Назаровой, Владимиру Ртищеву, Сергею Ященко, Андрею Глазову, Евгении Красавиной.