Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.12.2011

Вход в подземелье

Константин Бударин
Объект:
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне
Адрес:
Испания, None, Сан-Себастьян.
Мастерская:
Morphosis
Snøhetta

Победа бюро «Снохетта» в Стране Басков.

Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
В Сан-Себастьяне на севере Испании подвели итоги конкурса на оформление станций строящегося сейчас метрополитена; точнее не самих станций, а типовых входов для них. Привычных для России вестибюлей в Сан-Себастьяне не будет: лестничный марш, крыша – вот, собственно, и вся архитектура.

Скромность задачи не сказалась на уровне участников. Это связано с тем, что архитекторам предоставили максимум свободы, предложили выдумать некий архитектурный кунштюк. По мысли городских властей, актуальная архитектурная форма должна стать символом современности, нового качества коммуникации для горожан и туристов. 
Конкурсный проект Тома Мейна
Конкурсный проект Тома Мейна


Бюро Тома Мейна «Морфозис» предложило трактовать современность средствами актуального искусства, что кажется удачным, помня об опыте соседнего Бильбао. Проект представляет собой некое подобие минималистской скульптуры, по форме напоминающее энергично поднимающуюся крышу павильона «Москва» на ВДНХ (бывшего павильона СССР на Экспо в Монреале).
Конкурсный проект Марсиу Когана
Конкурсный проект Марсиу Когана


В работе бразильца Марсиу Когана (Marcio Kogan) опять же не обошлось без «арта»: отстраненный будничный сюжет превратился в нечто сюрреальное. Вход оформлен как черный прямоугольный объем со скошенной крышей, а его внутренняя оболочка сделана ярко-зеленого цвета. В итоге получилась частично утопленная в землю «коробка», напоминающая упаковку какого-нибудь гаджета или модных кроссовок, как будто оброненная мифическим (но продвинутым) великаном.
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta


Победителями стали прославленные норвежцы «Снохетта». Хотя архитекторы и предложили ультрасовременное решение, примечателен их проект именно работой со светом и пространством, т. е. с традиционными архитектурными категориями. Они накрыли вход козырьком в форме стилизованного «лепестка», состоящего из прозрачных многоугольников разного размера. Дневной свет свободно проходит сквозь него (это конструкция из стекла и металла), образуя на ведущей к поездам лестнице причудливые тени. Собственно, эти тени и есть самое интересное в проекте. Пока конкуренты выдумывали концептуальные ухищрения, в «Снохетта» обратили внимание непосредственно на само пространство, которое хотя и мало, но зато особенно драматично. Вход в метро – это же врата в подземное царство, и тени, созданные навесом, превращают обычный спуск в метро в театральное действо перехода от света к тьме и обратно.
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta


В ночное время крыша-лепесток подсвечивается встроенными белыми светодиодами, превращаясь в яркий символ новизны и современности. Органическая «ячеистая» структура крыши имеет вполне утилитарные преимущества. Кровли для разных станций будут не совсем идентичными (благодаря такой конструкции их можно будет легко подогнать под требования конкретной ситуации), но при этом всегда узнаваемы: лепесток он и есть лепесток. Следовательно, главная задача конкурса решена: в Сан-Себастьяне появится новая достопримечательность.
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta
Вход для типовой станции метро в Сан-Себастьяне © Snøhetta