Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.12.2011

Проектировать – не строить

Лариса Романовская

Павильон «Времена года» в ЦПКиО имени Горького реконструирует Рем Колхас, а в ожидании новоселья центр современной культуры «Гараж» расположится во временном сооружении, проект которого выполнит Шигеру Бан. Главный архитектор столицы, тем временем, убежден в том, что национальной проблемой России является не недостаток качественных проектов, а их реализация. Об этих и других новостях читайте в нашем сегодняшнем обзоре прессы.

Иофан Б.М. при участии Иофана Д.М., Баранского А.И., Попова Я.Ф., Гельфельда С.А., Зенкевича Ю.П.
Проект Павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. Перспектива. 1936-1937 г.
Иофан Б.М. при участии Иофана Д.М., Баранского А.И., Попова Я.Ф., Гельфельда С.А., Зенкевича Ю.П. Проект Павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. Перспектива. 1936-1937 г.
Обновленный ЦПКиО имени Горького теперь может похвастаться не только самым крупным в Европе катком, но и звездным именем архитектора, который поучаствует в судьбе одного из его павильонов. Так, на этой неделе стало известно, что реконструкцией павильона «Времена Года» займутся бюро Office for Metropolitan Architecture (OMA) и лично Рем Колхас. «Проект нового здания соединяет в себе два уровня открытых выставочных галерей, творческий центр для детей, террасу на крыше, книжный магазин, кафе и лекционный зал. Дизайн предполагает сохранение таких декоративных материалов советского периода, как плитка, мозаика и кирпич», – сообщает РИА «Новости». После реконструкции здесь разместится один из залов центра современной культуры «Гараж». Как уточняет «Коммерсант», во вторую очередь будет реконструирован павильон «Шестигранник», также предназначенный для «Гаража», а до переезда центр современной культуры будет работать во временном павильоне, который специально для него в парке строит не менее известный японский архитектор Шигеру Бан.

Интервью с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым на этой неделе опубликовал «Коммерсант». Одной из главных тем беседы стали градостроительные проблемы российской столицы – по словам г-на Кузьмина, национальной проблемой России является не разработка проектов, а их реализация. Именно этим чиновник объясняет и неудачу ММДЦ «Москва-сити», и снос Военторга, и реконструкцию гостиницы «Москва», и другие, еще более глобальные начинания, которые не имели никакого внятного результата. Кстати, по мнению Кузьмина, массовое расторжение инвестиционных контрактов пойдет столице только на пользу: «Кризис мне еще раз доказал: чем меньше заказов, тем лучше для архитектуры, хотя и хуже для архитекторов».

Архитектурный критик Николай Малинин, размышляющий о политической ситуации в стране, поделился с читателями газеты «Ведомости» своим мнением о том, о почему «за 20 лет в городе не появилось ни одного здания, от которого исходил бы подлинный драйв». По мнению Малинина, причина кроется в том, что нынешняя архитектура не заполняет пространство, а лишь оформляет его, отвечая  запросам нынешней реальности. «Единственной настоящей революцией в архитектуре стала «контрреволюция» – массовое движение против нового строительства», – пишет Малинин.

Общественное движение «Архнадзор» на минувшей неделе продолжило борьбу за сохранение исторических интерьеров «Детского мира». После распространенного в СМИ обращения градозащитников фирма-инвестор объявила новый конкурс на проект реконструкции здания. Правда, условия самого конкурса практически не изменились и по-прежнему предполагают радикальные перемены в интерьере, так что градозащитники вновь настоятельно просят Москомнаследия расширить предмет охраны здания.

Параллельно продолжается противостояние «Архнадзора» и РЖД. Несмотря на то, что 21 декабря власти Москвы признали Круговое депо объектом культурного наследия и наложили вето на его снос, говорить о научной реставрации здания пока рано. Дело в том, что 23 декабря руководитель РЖД Владимир Якунин публично заявил о своем намерении создать независимую экспертную группу и проверить, действительно ли Круговое депо является архитектурным памятником.

А 22 декабря активисты «Архнадзора» провели акцию под названием «Хватит ломать наш город» в защиту дома купца Быкова на Второй Брестской улице. Поводом для этого стало поведение компании-арендатора, которая вместо планировавшейся реставрации начала работы по демонтажу здания. В этот же день советник руководителя департамента культурного наследия Николай Переслегин подтвердил, что пользователь здания, «начав работы, ведет себя по-хамски. Складывается ощущение, что законы для этой организации не писаны». Департамент культурного наследия Москвы  выдал предписание на приостановление работ.

Зато в Санкт-Петербурге КГИОП начал в массовом порядке привлекать к суду недобросовестных инвесторов и арендаторов, осуществляющих незаконный снос или радикальную перепланировку объектов архитектурного наследия. В частности, возбуждены дела по сносу дачи Гольденова в Сестрорецке, реконструкциям Ямского рынка и Апраксина двора. Ситуацию анализируют «Санкт-Петербургские ведомости».

Дворец на Яузе, расположенный на площади Журавлева и более известный как ДК МЭЛЗ, выставлен на продажу. Дом с вековой историей может в самое ближайшее время сменить владельца и из концертного зала превратиться в ресторан, поскольку по документам он не является памятником архитектуры. По словам того же самого советника главы Москомнаследия Николая Переслегина, нынешний владелец Дворца «имеет все законные основания выставить его на продажу на аукционе», – сообщает  «Интерфакс». Однако у спецпредставителя президента по культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, который и сообщил в СМИ о грядущем аукционе по продаже Дворца, есть веские сомнения в том, что приватизация здания осуществлялась законно. «Акционирование этого здания не было проведено в строгом соответствии с российским законодательством, так мне кажется», – рассказал он в интервью телеканалу «Вести».

Тем временем еще один исторический объект Департамент имущества Москвы уже продал: 23 декабря с молотка ушел «Националь». «Сумма сделки составила 4,67 млрд рублей, а новым владельцем архитектурного памятника в центре Москвы стал президент «Руснефти» Михаил Гуцериев» – пишет АСН-Инфо. Однако условия торгов вызвали вопросы у представителей сразу нескольких СМИ. «Свидетели аукциона и участники рынка убеждены, что торги были формальными, конкурентной среды создано не было. Эксперты считают, что реальная цена трофея в два раза выше», –  пишут «Московские новости». «Не исключено, что новый владелец решит перепрофилировать объект под апартаменты», –  считает портал «Слон.ru».

В заключение нашего обзора – о двух выставках, открывшихся в Музее Архитектуры. В Анфиладе главного здания проходит выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения Бориса Иофана. «Несмотря на мемориальные вещи и документальный фильм с говорящими о дедушке родственниками, выставка будто поставила задачу отрешиться от всего человеческого, что было в Иофане. Всем известно, у него что ни проект, то знаменитый памятник сталинского ампира, и здесь эта звездность еще раз подчеркивается — то ли в дань юбилею, то ли просто от восхищения. Поддаться очарованию тоталитарной архитектуры и правда очень легко и приятно», – пишет «Коммерсант». А по мнению газеты «Ведомости», главная заслуга Иофана в том, что он  «самоотверженно претворял в чертежи и реальность манию величия советских вождей».

С этой экспозицией отлично гармонирует и «Вертикальная Москва», развернувшаяся в Аптекарском приказе. Авторы проекта – фотограф Габриэле Базилико и архитектор Умберто Дзанетти – произвели панорамную съемку столичных ландшафтов с крыш семи сталинских высоток и выстроили экспозицию так, чтобы изображения городских доминант чередовались с куда более «приземленными» пейзажами, подчеркивая неоднородность московской архитектуры. «Если убрать сталинские высотки (а убрать их очень просто – нужно забраться на них), то перед нами окажется «смазанный», лишенный четких ориентиров и композиции город», – пишут «Новые Известия».
Архкритик Николай Малинин. Фото Архи.ру
Архкритик Николай Малинин. Фото Архи.ру