В Астане закончено строительство Дворца творчества школьников по проекту архитектурной мастерской «Студия 44». 8 декабря, в канун Дня Независимости Казахстана, состоялась торжественная церемония открытия комплекса.
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Всего чуть больше года назад «Студия 44» выиграла международный конкурс на лучший эскизный проект Дворца школьников. Несколько месяцев после этого было потрачено на доработку проекта и выпуск рабочей документации, затем проект согласовывался с администрацией Астаны, и, наконец, весной этого года строители вышли на площадку. Дворец, чья общая площадь составляет больше 40 тысяч квадратных метров, был полностью построен всего за 6 месяцев.
Конечно, при столь реактивных сроках реализации велик соблазн поставить вопрос и о качестве строительства, и о соответствии результата изначальному архитектурному замыслу. Руководитель «Студии 44» Никита Явейн и главный архитектор проекта Николай Смолин, участвовавшие в открытии объекта, поделились с Архи.ру своими впечатлениями от нового комплекса.
Никита Явейн: Честно говоря, даже получив приглашение на церемонию открытия Дворца, мы до конца не верили в то, что этот большой и сложный комплекс действительно мог быть построен в столь короткие сроки. Летели в Казахстан и ожидали увидеть множество недочетов и недоделок, которые будут устраняться еще несколько месяцев, – в общем, исходили из нашего опыта работы в России, – но наши ожидания, к счастью, не оправдались. Когда нас привезли на объект, мое первое впечатление было очень сильным. Все фасады комплекса выполнены из стекла и смотрятся потрясающе, особенно в солнечный день, когда лучи многократно преломляются сквозь стеклянные поверхности фасадов, и ночью, когда здание эффектно подсвечивается снаружи и изнутри.
Архи.ру: Насколько и в чем именно реализованный объект отличается от первоначального конкурсного проекта?
Николай Смолин: По своему составу и функциональному назначению объект полностью соответствует первоначальному замыслу. Композиция комплекса полностью сохранена: Дворец творчества школьников представляет собой несколько разных по размеру прямоугольных объемов, накрытых единым диском, в котором расположены всевозможные кружки и аудитории.
Никита Явейн: Напомню, мы вкладывали в этот образ определенный символический смысл. В Казахстане очень сильно влияние традиционного национального зодчества, и мы стремились спроектировать сооружение, органично впитавшее в себя его приемы и мотивы. Диск, объединяющий все объемы, – это своего рода далекий потомок круглого шанырака, венчающего казахскую юрту. Как и традиционный шанырак, он покоится на трех опорах – уыках, и пронизан множеством круглых отверстий разного диаметра. В юрте эти отверстия символизировали связь с небом и с солнцем, у нас же они, естественно, играют роль световых фонарей. Влияние национальной культуры прослеживается и в архитектурном решении нижних объемов: все необходимые дворцу функции мы разделили на четыре разных комплекса – спортивный, театрально-зрелищный и музейно-выставочный, а также офисы администрации, столовую и библиотеку, – каждый из которых «упакован» в собственный объем, украшенный орнаментами, отсылающими к образу традиционных казахских войлочных чемоданов (шабаданов).
Николай Смолин: Основные изменения, внесенные в проект в ходе строительства, коснулись материалов, и это вполне предсказуемо. У Дворца был очень жесткий бюджет, за пределы которого ни мы, ни подрядчики выйти не могли, поэтому многие заложенные в проекты материалы были заменены на более дешевые аналоги. Какие-то замены были произведены и из-за сверхсжатых сроков реализации. В частности, изначально фасады прямоугольных объемов предполагалось выполнить из архитектурного бетона, но уже на самой первой стадии строительства стало понятно, что быстро изготовить такие фасады невозможно, поэтому бетон был заменен на стекло, на которое и нанесен орнамент. Мы очень тщательно работали над тем, чтобы добиться от материала необходимого нам сочетания прозрачности и читаемости рисунка, было изготовлено несколько разных образцов, и, как нам кажется, результат получился достойный. Было выбрано стекло светло-зеленоватого оттенка, на него нанесен белый рисунок, и все вместе это дает необходимое ощущение легкости и ажурности.
Архи.ру: Насколько я понимаю, это же стекло присутствует и в оформлении интерьеров общественных зон дворца?
Николай Смолин: В интерьере мы использовали обычное декоративное стекло – полностью прозрачное, на которое нанесен такой же белый рисунок. Однако в интерьере также активно вводится цвет – в частности, мы делаем это с помощью подложек разных оттенков, благодаря чему одни и те же орнаменты «звучат» по-разному.
Архи.ру: Интерьеры вообще получились очень светлыми и разноцветными – благодаря большому количеству светильников и активному использованию стекла и полированного камня они буквально брызжут огоньками и бликами...
Никита Явейн: В этом, безусловно, есть ощущение некоторой чрезмерности – подрядчики были так озабочены задачей сделать все «на высшем уровне», что, возможно, кое в чем перестарались. С другой стороны, я уверен в том, что подобная чрезмерность, возможно, заметна взрослым, но вполне уместна в здании, рассчитанном на детей и для детей. Могу сказать, что мы сначала хотели сделать более спокойные и монохромные интерьеры, но когда прикинули все в материале, поняли, что получается несколько монотонно и серо, особенно учитывая масштабы комплекса.
Николай Смолин: Изменения также были внесены и в решение винтовой лестницы, пронзающей пространство центрального атриума и соединяющей первый этаж с «небом», то есть большим световым фонарем. Изначально предполагалось облицевать ее патинированной медью, но затем предпочтение было отдано более дешевому алюминию с фактурой патинированной меди.
Архи.ру: Вы уже не раз упоминали световые фонари. А удалось ли сохранить в проекте идею озелененной кровли, которую предполагалось превратить гигантскую площадку для игр и занятий на свежем воздухе?
Николай Смолин: Нет, вот от этой идеи, к сожалению, пришлось полностью отказаться. Во-первых, количество световых фонарей было значительно увеличено – по казахским нормам все внутренние помещения требовалось осветить, во-вторых, свою роль сыграли особенности климата. Однако мне кажется, и без озелененной кровли этот объект получился. По крайней мере нам не стыдно за самую быструю реализацию в истории «Студии 44».
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Студия-44. Дворец творчества школьников в Астане. Интерьер
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
Дворец творчества школьников в городе Астана, республика Казахстан © Архитектурное бюро «Студия 44»
|