Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.12.2011

Чем больше Москва, тем меньше новостроек

Лариса Романовская

Григорий Ревзин написал, что думает о результатах реконструкции Большого театра, «Архнадзор» высказался категорически против актуального проекта реконструкции ГМИИ, в Москве собрали новую сносную комиссию и пообещали строить дороги вместо офисов, а в Петербурге сообщили о новом проекте Рикардо Бофилла – читайте об этом в нашем обзоре прессы.

Карта «Новой Москвы»
Карта «Новой Москвы»
В самом начале недели журнал Citizen k опубликовал статью Григория Ревзина «Театр одного зрителя», в которой архитектурный критик резюмировал обсуждение реконструкции Большого театра и разрешил многие недоумения, возникавшие раньше при чтении посвященных этой теме статей. Действительно, почему журналисты и министр культуры в восторге от реконструкции, а актеры – в ужасе? Оказывается, театр реконструировали неравномерно: главная сцена восхитительна, а фойе и репетиционная часть плохи. Первые неудобны для зрителей, вторые отделаны дешево, темны и потолки там стали вдвое ниже, чем были (становятся понятны слова солиста Большого Николая Цискаридзе: «нельзя поднять балерину, потому что она будет биться головой о потолок»). Григорий Ревзин, как всегда, искрометно описывает и получившиеся интерьеры, и ситуацию, а в заключение делает вывод скорее общественно-политический, чем искусствоведческий: обновленный ГАБТ это театр просвещенного абсолютизма и предназначен он для одного человека – императора. «Мы не можем построить XXI век, потому что не знаем, что это такое. Это когда помимо императора есть еще множество людей, и о них надо думать, а императора вовсе даже может и не быть. А мы не понимаем, как его может не быть. А кому тогда театр показывать?» – заключает Григорий Ревзин.

Второй архитектурной темой этой недели стала реконструкция ГМИИ им. Пушкина. Как известно, в то время, когда на Триумфальной площади собирался стихийный митинг протеста против результатов выборов в Госдуму РФ, премьер-министр Владимир Путин отправился на встречу с прекрасным, а именно посетил выставку произведений Караваджо. Воспользовавшись моментом, директор ГМИИ Ирина Антонова показала второму лицу государства макет музейного квартала и попросила оказать содействие в реализации этого проекта. Как сообщает «Газета.Ru», «часть проблем, связанных с расширением музейного комплекса, Владимир Путин почти смог решить прямо на совещании». На этой встрече также был озвучен предполагаемый бюджет проекта – порядка 23 миллиардов рублей. Однако по утверждению премьер-министра, эти средства будут выделены только после того, как концепцию развития ГМИИ обсудят и согласуют в самых разных инстанциях, начиная от Государственной Думы и заканчивая общественными градозащитными организациями.

Реакция Ирины Антоновой на это требование оказалась, как ни странно, двойственной. «Газета.Ru» цитирует слова директора ГМИИ о том, что голос общественности будет услышан, и даже: «...пусть нас поправят, если мы зарвались». Статья в «Известиях» передает и другие слова Антоновой – о том, что «она уже показывала проект общественным организациям ..., например «Архнадзору», и они одобрили проект». В пятницу «Архнадзор» поправил директора, опубликовав заявление, в котором движение категорически отрицает свое согласие с существующей концепцие реконструкции квартала ГМИИ, называет ее сделанной так, «как будто в России никаких законов об охране наследия не существует» и предлагает радикально изменить концепцию реконструкции музея, приведя ее в соответствие с российским законодательством о наследии.

7 декабря Мосгосдума официально утвердила новые границы Москвы. Начиная с 1 июля следующего года 22 подмосковных муниципальных образования, включая городские округа Троицк и Щербинку, войдут в состав столицы. 27 декабря Совет Федерации должен рассмотреть окончательное соглашение по этому вопросу. А тем временем власти Москвы уже приступили к корректировке Генплана развития столицы до 2025 года, принятого за год до того, как появилась идея о присоединении части Подмосковья. Впрочем, как считает заместитель мэра Марат Хуснуллин, за прошедший год городским властям и так уже удалось многое изменить. «Москва отказалась от объемов строительства, предусмотренных в Генплане», – цитирует чиновника «Московская перспектива». Теперь московская мэрия будет: развивать транспортную инфраструктуру, строить гаражи, парковки, социальное и временное жилье, – а строительство коммерческого и офисов Марат Хуснуллин намерен сократить практически вдвое.

8 декабря состоялось первое заседание заново сформированной комиссии мэрии Москвы по согласованию сноса и реконструкции исторических зданий в столице. В ее состав, помимо чиновников, вошли представитель «Архнадзора» Константин Михайлов и председатель Центрального совета ВООПИиК Галина Маланичева – впрочем, им дали право голоса, но не включили в рабочую группу. Председателем комиссии стал все тот же Марат Хуснуллин, заместителем – руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. Такой состав новой структуры совершенно не устроил градозащитников. «В рабочей группе не представлены ни градозащитники, ни эксперты – это практически орган Москомнаследия с прибавлением нескольких чиновников из смежных ведомств» –  цитируют «Известия» мнение координатора «Архнадзора» Рустама Рахматуллина. Глава Москомнаследия ответил на эти претензии прямо в ходе заседания. «Все началось с гневной отповеди господина Кибовского. Он грохотал, что не понимает, почему «носящие галстук и пиджак это люди второго сорта». «Это же не вам звонили с угрозами инвесторы», – кричал он, ни к кому, впрочем, персонально не обращаясь», – передает с места событий «Коммерсант». Кроме того, на заседании были обнародованы планы комиссии: она намерена в самые ближайшие сроки пересмотреть 204 ранее выданных разрешения на снос зданий в историческом центре и 209 разрешений на строительство, поставить на охрану около 20 выявленных объектов культурного наследия и разобраться со 120 запросами на снос зданий, поступившими уже в этом году. А в течение ближайших трех лет планируется полностью прекратить новое строительство в центре Москвы.

В Санкт-Петербурге в эти же дни, наконец, были обнародованы проекты интерьеров одного из самых известных долгостроев города – новой сцены Мариинского театра, над проектом которой сейчас работают канадское архитектурное бюро Diamond and Schmitt и Группа компаний ВИПС. Эскизы интерьеров нового театра были опубликованы на портале Online 812, причем рендеры для этого издания прокомментировал лично главный архитектор проекта Мариинки-2 по интерьерам Майкл Трейси (Michael Treacy). В частности, он рассказал о том, что кресла, стены и потолок зрительного зала решены в гамме «морская волна», а над «царской ложей» разместится люстра от Swarovsky стоимостью порядка 100 тысяч долларов.

Не исключено, что в ближайшие годы ландшафт Санкт-Петербурга дополнится еще одним зданием, выстроенным по проекту зарубежного архитектора. Знаменитый испанец Рикардо Бофилл, уже не раз пытавшийся покорить российские столицы, сейчас работает над проектом большого многофункционального комплекса, который предполагается построить неподалеку от Смольного. «Это светлое 9-12-этажное здание в традиционном для Петербурга стиле современного классицизма, которое будет построено в 2013 году», – так сам архитектор описал свой замысел «Деловому Петербургу». Есть у Бофилла и другие предложения для города, который он сам считает одним из самых красивых в мире, правда, они пока находятся на стадии обсуждения: «Проект конгресс-холла «Константиновский» в Стрельне задерживается. Было решено перенести здание Морской академии им. Макарова, чтобы осуществить строительство. Сейчас эта идея обсуждается. Конкретики пока нет, но мы от проекта не отказываемся. Кроме того, разрабатываем концепцию проекта квартальной застройки в центре города для одной из компаний».

«Аргументы и факты» опубликовали интервью с главным архитектором Челябинска Николаем Ющенко, который рассказал о градостроительных проблемах этого города и перспективах его развития. По его словам, Челябинск, заработавший репутацию одного из самых невыразительных и «разношерстных» городов, пока «не готов к архитектурным провокациям». «Вот парижский Дефанс я бы на плечах в Челябинск перенес! Нам нужен такой же деловой центр на окраинах, чтобы и центр города разгрузить, и транспортные потоки перенаправить. Будем такие центры создавать». Главное же, в чем сейчас, по словам Николая Ющенко, нуждается город, так это в продуманной градостроительной политике, которая поможет вписать в существующую среду оригинальные ансамбли.
Эскиз интерьера “Мариинки-2” © Diamond and Schmitt
Эскиз интерьера “Мариинки-2” © Diamond and Schmitt