Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.12.2011

Первый лед

Лариса Романовская
Мастерская:
WOWHAUS

Основное внимание сетевого сообщества на этой неделе, конечно, приковано к политическим событиям – об итогах выборов в Госдуму РФ и проходящих в столице митингах яростно дискутируют в том числе и архитекторы. Однако и собственно архитектурным сюжетам блогеры посвятили несколько публикаций, и именно о них – в нашем сегодняшнем обзоре блогов.

Строительство Дворца Советов. Архивный снимок, датируемый концом 1930 гг.
Строительство Дворца Советов. Архивный снимок, датируемый концом 1930 гг.
Несмотря на то, что из-за капризов природы наступление зимы пока ощущается лишь при взгляде на календарь, в Москве торжественно и весело отметили начало самого холодного и темного сезона. В столичном Парке культуры и отдыха имени Горького состоялось открытие самого большого в Европе ледяного катка. Перед архитектурным бюро Wowhaus, которое разрабатывало этот проект, стояла весьма нетривиальная задача: с одной стороны, каток должен был получиться современным и удобным для посетителей, с другой – обязан был воплотить в себе лучшие традиции застройки ЦПКиО. Судя по отзывам блогеров, Wowhaus отлично с ней справились.

А вот в Перми начало зимы отметили совсем иначе. Не успели пермяки выразить свою радость по поводу возвращения на законное место «красных человечков», демонтированных с главной площади города накануне выборов, как по имиджу «культурной столицы мира» был нанесен еще один удар. Здание городской Художественной галереи, пострадавшее две недели назад во время пожара, в ближайшее время сменит владельца. По решению правительства Пермского края здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, где располагается галерея, будет передано местной епархии Русской православной церкви. В принципе такая возможность обсуждается уже давно: раньше считалось, что памятник будет передан РПЦ к 2015 году, когда для галереи будет построено новое здание, а теперь очередность этих событий изменена. Здание перейдет РПЦ в ближайшее время, и представителям епархии рекомендовано в месячный срок заключить договор о безвозмездном совместном пользовании объектом с Пермской государственной художественной галереей – до тех пор, пока новый музей все-таки не будет построен. При этом, по оценке представителей краевого минкультуры, проект здания архитектора Питера Цумтора, выбранный по итогам ранее проведенного конкурса, вряд ли удастся реализовать в ближайшие десять лет...

Правозащитник и член градостроительного совета при главе Перми Денис Галицкий уже выразил в своем блоге резкое недовольство сложившейся ситуацией, написав пост под названием «Для Галереи это катастрофа». Галицкий, опасающийся, что «епархия уже через пару месяцев даст указание убрать с ее территории не угодные богу произведения», намерен отстаивать права художественного музея в суде. Между тем, по сообщениям СМИ, «если через пять лет у галереи не появится своего дома, ее коллекции, возможно, временно переедут в отреставрированный Музей современного искусства».

В эти же дни неоднократно упоминалось имя другого, куда более известного отечественного храма. 5 декабря исполнилось 80 лет со дня взрыва Собора Рождества Христова, боле известного как Храм Христа Спасителя. Блог «Архнадзора» опубликовал фоторепортаж и мемуары известного кинооператора Владислава Микоши (1909-2004), который не просто был свидетелем уничтожения храма, а снимал процесс разрушения по заказу Кинохроники. В ходе обсуждения читатели разделились на два лагеря: одни называют снос храма варварством, другие больше переживают из-за того, что на этом месте так и не удалось возвести помпезный Дворец Советов.

Впрочем, нереализованный проект Иофана, Щуко и Гельфрейха стал поводом для отдельного обсуждения в livejournal.com. Фотохроника со стройплощадки этого монументального здания вызвала разветвленную дискуссию, в которой нашлось место и рассуждениям о роли высотных доминант в городском ландшафте, и спорам о более удачном месте размещения такого архитектурного гиганта.

В блоге движения «Наше наследие» тем временем появилась информация о еще одном погибающем памятнике архитектуры. Деревянное здание усадебного дома Виноградова, построенное по проекту архитектора И.В. Рыльского, в следующем году должно отметить столетний юбилей. Однако нынешнее состояние этого дома внушает уверенность в том, что до столетия здание-юбиляр не дотянет. По сообщению Михаила Коробко, за последние шесть лет здание пришло в полный упадок и частично обрушилось. Опубликованные фотографии говорят сами за себя.

Один из координаторов движения «Архнадзор», краевед и историк архитектуры Александр Можаев опубликовал на портале «Страна.Ru» познавательный материал о пяти самых древних гражданских постройках Москвы, сохранившихся до наших дней. В этот список вошли три кремлевских памятника: всем известная Грановитая палата, исседованный в 1990е кремлевский дворец Ивана III и палата Казенного двора, подземная часть которой сохранилась возле Архангельского собора.  Вне Кремля Можаев назвал палаты Старого Английского двора и палаты бояр Романовых на Варварке, и наконец, остатки палат рубежа XV-XVI веков, обнаруженные в составе зданий Печатного двора на Никольской и почти неисследованные.

В завершение нашего обзора – фоторепортаж из столичной подземки, где на днях открылись сразу три новые станции: «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». Нельзя сказать, что это событие вызвало у сетевых авторов однозначный восторг: одни сочли, что это вообще не повод для публикации, другие отметили очевидное сходство новых станций с некоторыми предшественницами.
Так разрушали Храм Христа Спасителя. Фото Владислава Микоши (1909-2004)
Так разрушали Храм Христа Спасителя. Фото Владислава Микоши (1909-2004)