Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2011

Ковер-самолет в пустыне

Анна Мартовицкая
Объект:
Международный аэропорт города Ашхабад
Адрес:
Туркмения, Ашхабад.
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Лемехов, А. П. Яр-Скрябин, М. Цыбин. При участии: Ю. Н. Ашметьева, М. С. Виноградовой, А. С. Анисиной

Архитектурная мастерская «Студия 44» разработала концепцию нового международного аэропорта Ашхабада, который предполагается построить в 35 км от столицы Туркменистана.

Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Один международный аэропорт в Ашхабаде уже есть, однако он находится практически в черте города и потому не может служить полноценным транспортным хабом для самолетов, выполняющих рейсы на дальние расстояния и грузоперевозки. Между тем, исключительно удачное расположение между Европой и Азией буквально подталкивает столицу Туркменистана к тому, чтобы стать одним из основных пересадочных узлов в этом регионе, и руководство страны приняло решение о создании новых воздушных ворот. Место для их строительства было выбрано в 35 км от Ашхабада; с городом новый аэропорт будет связан линией скоростного монорельса и автодорогой.

Над архитектурной концепцией аэропорта «Студия 44» работает вместе со строительной корпорацией «Возрождение», уже строящей несколько крупных объектов транспортной инфраструктуры в Туркменистане. Дело в том, что в Туркмении архитектурные конкурсы как таковые не проводятся, – за право реализации того или иного проекта борются компании-генподрядчики, которые и берут на себя выбор архитекторов. Так что непосредственным заказчиком концепции аэропорта для «Студии 44» является петербургская корпорация, а дальнейшая судьба проекта будет решаться уже в Ашхабаде после того, как «Возрождение» представит его администрации города и страны.

В основу проекта положены национальные туркменские узоры – восьмиконечная звезда Огуз-хана и гёли (основные элементы композиции знаменитых туркменских ковров). По словам главного архитектора проекта Антона Яр-Скрябина, это не просто дань уважения культуре и наследию Туркменистана, но обязательное условие проектирования новых объектов в этой стране – архитектурный образ каждой новостройки обязан впитать в себя богатейшие местные традиции по созданию завораживающих своей сложностью и красотой орнаментов. О том, насколько важны для туркменов эти символы, можно судить хотя бы по тому, что все пять национальных гёлей изображены на государственном флаге страны, а образованная двумя квадратами звезда служит ее гербом.

Образ ковра-самолета пришел архитекторам в голову практически сразу, как только они начали работать над проектом аэропорта. Трудно спорить с тем, что этот сказочный вид транспорта как нельзя лучше отражает и функцию объекта, и едва ли не самую известную «валюту» Туркменистана – создаваемые здесь фантастически роскошные и дорогие ковры. В общем, оставалось только придумать, как обыграть его в облике нового аэропорта. Конечно, можно было «бросить» ковер на площадь перед пассажирским терминалом или даже стилистически воссоздать гёли между взлетно-посадочными полосами, но архитекторы выбрали более сложный путь – яркое ковровое полотно было трактовано ими как кровля основного здания аэропорта.

Она представляет собой гигантское многоцветное полотно, которое словно развевается на обжигающе жарком ветру, – архитекторы придают ему ярко выраженную волнообразную форму, благодаря которой кровля, собственно, и напоминает тот самый сказочный ковер-самолет. На самом же деле она представляет собой многослойную оболочку, позволяющую надежно защищать пассажиров от палящего солнца. Центральная часть гёлей представляет собой солнечные батареи, которые, по замыслу авторов, обеспечат бесперебойную работу систем кондиционирования, а по периметру «полотно» поддерживают разветвляющиеся кверху металлические опоры.

Функциональная схема нового аэропорта традиционна для подобных сооружений: на первом этаже расположены кафе, магазины, справочные бюро и зал ожидания, на втором, куда прибывает монорельс из Ашхабада, спроектирован зал прилета, на третьем – зал вылета, а четвертый этаж, решенный как небольшая антресоль, отведен под рестораны. Вместительная подземная парковка расположена перед аэропортом, а на ее кровле архитекторы спроектировали неглубокий, но очень просторный бассейн, дно которого украшено еще одной разновидностью национальных узоров. Особенно хорошо этот яркий рисунок будет виден пассажирам снижающихся самолетов и поездов монорельса, чьи пути пущены прямо над водной гладью, а в темное время суток бассейн превратится в площадку для гигантского светового шоу.

По обе стороны водоема расположены фонтанные комплексы, а с противоположной стороны, на некотором удалении от основного здания, авторы проекта предусмотрели создание VIP-терминала, предназначенного для первых лиц государства. Этот небольшой объем представляет собой прозрачный полумесяц, перед которым также разбит фонтан.  Подъезд к нему в целях безопасности организован под землей, а от взглядов рядовых пассажиров он надежно защищен башней диспетчеров.

В заключение остается добавить, что оба терминала вписаны в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, хирургически точно вписана между двумя взлетно-посадочными полосами. Углы этой сложной фигуры украшены орнаментом, который предполагается создать с помощью зеленых насаждений. И даже этот казалось бы сугубо декоративный прием таит в себе важный символический смысл – зеленый цвет для туркмен испокон веков был священным. Воплощая идею благоденствия и единения времен, он в данном случае будет символизировать и способность человека противостоять испепеляющему жару расположенной по соседству пустыни.
Ситуационный план
Ситуационный план
Генплан. Международный аэропорт города Ашхабад
Генплан. Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
Международный аэропорт города Ашхабад
Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44
План 1-го этажа. Международный аэропорт города Ашхабад
План 1-го этажа. Международный аэропорт города Ашхабад
© Студия 44