Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.11.2011

Залп по «Авроре»

Лариса Романовская

Ведущие российские архитектурные бюро не желают иметь дело с недобросовестной управляющей компанией, петербургские градозащитники хотят очистить центр Северной столицы от неуместной рекламы, а администрация Перми демонтировала знаменитых «Красных человечков». Подробнее об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре блогов.

Дворец в Ораниенбауме. Фото Елены Гонсалес
Дворец в Ораниенбауме. Фото Елены Гонсалес
Девять известных архитектурных бюро, в том числе Swanke Hayden Connell Architects, ABD Architects, «Архитектурная мастерская Сергея Эстрина» и UNK project architects, отказались на этой неделе от участия в тендере на разработку штаб квартиры Mail.ru. Впрочем, ведущий почтовый интернет-ресурс России здесь ни при чем – архитекторы не согласны с бизнес-этикой компании «Аврора групп», которая выиграла конкурс на управление проектом. Нужно заметить, что для отечественной архитектурной практики это случай совершенно небывалый: казалось бы, в посткризисную эпоху ничто не может заставить мастерские пожертвовать возможностью получить столь крупный заказ (речь идет о проектировании объекта площадью около 30 000 кв. м), однако морально-этическая сторона оказалась для архитекторов важнее, чем материальная. Суть же претензий профессионального сообщества к «Авроре групп» очень проста: в трех последних тендерах, проведенных компанией, право проектировать на управляемых ею объектах получило аффилированное с ней архитектурное бюро BDG. Подробнее сам этот прецедент и его возможные последствия для отечественного рынка коммерческих интерьеров активно обсуждается в блоге UNK project architects на facebook. Там же опубликовано само открытое письмо руководителей бюро, публично отказавшихся иметь дело с нечистоплотной компанией.

Не меньшее внимание сетевого сообщества привлекла новая информация о возможном будущем Зарядья. По сообщению блог-проекта The Village, на территории бывшей гостиницы «Россия» может появиться не коммерческая застройка, большой парк, проект которого сейчас разрабатывает компания State Development. Зарядье и территорию прилегающего к нему ГУМа обещают сделать полностью пешеходными, а для автомобилей здесь будет предусмотрена перехватывающая подземная парковка. Судя по тому, насколько активно обсуждается этот проект, идея создания в центре Москвы нового зеленого оазиса уже приобрела множество сторонников. Правда, многие из них всерьез сомневаются, что столь благородная инициатива найдет понимание у городских властей.  

А вот против другой московской стройки, не гипотетической, а вполне реальной, протестуют жители Лефортово, недовольные тем, что происходит сейчас на территории усадьбы Строгановых. «Уничтожение усадебного парка XVIII века нарушает конституционные права жителей на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на доступ к культурным ценностям», – такую цитату из судебного иска, поданного жителями, приводит в своем жж Архнадзор, следящий за этой ситуацией.

В Санкт-Петербурге права горожан на исторический облик Северной столицы традиционно отстаивает градозащитное движение «Живой город». Не так давно оно обратилось к интернет-пользователям через livejournal.com, попросив петербуржцев и всех, кто любит этот город, сообщить адреса и прислать фотоизображения расположенных в центре домов, чей архитектурный облик изуродован рекламными щитами и растяжками. Сбор этих адресов сейчас в самом разгаре.

Тем временем в Ленинградской области завершаются реставрационные работы Ораниенбаумского садово-дворцового комплекса. Фоторепортаж с места событий был размещен в блоге Елены Гонсалес на facebook. По словам самой Гонсалес, «Китайский дворец оставляет очень приятное аутентичное впечатление, нет той ужасной зареставрированности, которая, к сожалению, теперь встречается повсеместно – и в Европе тоже. <...> Качество работ весьма высокое, никакой пластмассы. Конечно, технологии изменились, но там, где это возможно, применены традиционные». Многочисленные читатели блога анализируют размещенные фотографии и обсуждают современную практику реставрации объектов наследия в целом.

А вот памятники деревянной архитектуры Вологды оказались под угрозой гибели. Городская программа по сохранению объектов культурного наследия в очередной раз не выделила средства на их реставрацию, и теперь «уникальная архитектура XIX–XX веков доводится до аварийного состояния, а затем сносится под видом «ветхого жилья». Открытое письмо в защиту этих объектов можно подписать в живом журнале.

Ну, а бесспорным рекордсменом по количеству архитектурных событий на этой неделе стала Пермь, где одновременно обсуждают концепцию строящегося театра оперы и балета и проблему городской высотности, ищут виновников поджога местной художественной галереи и недоумевают, кому и зачем понадобился демонтаж знаменитых «Красных человечков», обитавших на главной площади города.

Усовершенствовать проект реконструкции Пермского театра оперы и балета, разработанный Дэвидом Чипперфильдом,  предложил знаменитый дирижер Теодор Курентзис, с января 2011 года являющийся художественным руководителем театра. По его мнению, один из репетиториев вполне можно заменить полноценным залом, предназначенным для симфонических оркестров. По этому поводу незамедлительно разгорелась самая жаркая дискуссия: российская часть проектной команды против такого изменения архитектурной концепции, западная, включая представителей Чипперфильда, наоборот, поддержала Курентзиса и уже даже набросала новый вариант проекта. Достичь полного компромисса в этом вопросе пока не удалось, однако все разработчики сошлись в едином мнении о том, что внешний облик здания театра не должен радикально измениться. Подробнее об этом рассказал в своем блоге губернатор Пермского края Олег Чиркунов, участвовавший в одной из недавних дискуссий по поводу будущего театра.   

Тем временем известный пермский блогер и краевед Денис Галицкий продолжает обсуждать грядущий проект по снижению уровня высотности жилых зданий в городе. Галицкий уже не раз высказывал свое отрицательное отношение к этой идее, подкрепляя его различными аргументами. Его новый пост посвящен проблеме уже построенных домов, которые, при принятии нового проекта, окажутся слишком высокими. Блогер опасается, что «реконструкция домов, которые окажутся выше предельной высотности, будет фактически блокирована. <...> Не только девятиэтажки 20-30-летней давности окажутся выше, но и достаточно старые 4-5 этажные дома, так как во всех периферийных районах высоту планируется ограничить 3-4 этажами».

Другой материал посвящен пожару в местной художественной галерее. В ходе возгорания, произошедшего 25 ноября, был частично уничтожен деревянный купол здания бывшей церкви, в которой сейчас расположен музей. Потушить купол из гидранта было невозможно, ведь от потоков воды могла пострадать коллекция уникальной деревянной скульптуры, а потому купол довольно долго дымился и в результате сильно пострадал. «У купола хороший каменный свод. Но с морозами вода может там застыть и пойдут трещины <...> Предполагается экспертиза, которая установит,  закрывать свод или нет», – пишет хранитель музея Евгения Шабурова в блоге этого учреждения культуры. Пользователь starcom68, первым опубликовавший репортаж с места событий, сообщает, что «причиной пожара послужили искры от болгарки во время работ по установке нового купола с крестом». А Денис Галицкий, проведший собственное мини-расследование, утверждает, что у компании, выполнявшей эти работы, нет лицензии. «Кто-то сэкономил и нанял непрофессионалов <...> Я уж не говорю о том, что для проведения этих работ должно было быть проведено обследование памятника и разработан проект реставрации». 

Еще одно событие, произошедшее в Перми в ночь с 26 на 27 ноября, привлекло внимание не только местных блогеров. Речь идет о демонтаже арт-объекта «Красные человечки», который был размещен перед зданием правительства Пермского края в рамках программы «Пермь – культурная столица Европы» в сентябре 2010 года. Забавные безголовые фигурки, крайне полюбившиеся интернет-пользователям и ставшие неофициальным символом Перми, сейчас находятся в складском помещении на окраине города. Большинству блогеров этот внезапный и неаргументированный демонтаж пришелся сильно не по нраву, однако пока будущее «красных человечков» по-прежнему под вопросом. Они могут вернутся на свое место, переехать в Ижевск, чьи власти с радостью готовы установить у себя этот объект, или украсить собой частную коллекцию.
Открытое письмо. Иллюстрация: Facebook
Открытое письмо. Иллюстрация: Facebook