Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.11.2011

Трибуна для архитектора

Анна Мартовицкая
Мастерская:
ТПО «Резерв»

17 ноября на территории дизайн-завода «Флакон» состоялась презентация монографии Владимира Плоткина, выпущенной издательством Tatlin. В рамках этого мероприятия архитектор также представил «Трибуну для двоих» – инсталляцию-трансформер, которая станет частью постоянной экспозиции дизайн-завода.

Фото Алены Светловой
Фото Алены Светловой
Фото Алены Светловой
Фото Алены Светловой
Новая монография, посвященная Владимиру Плоткину, охватывает три последних года творчества архитектора и возглавляемого им ТПО «Резерв». И если для большей части профессионального сообщества этот период стал серьезным испытанием на прочность, то ТПО «Резерв», наоборот, прожил его максимально плодотворно. В 2008-2011 годах Владимир Плоткин и его команда достроили «Фьюжн_парк», комплексы «Ситидел» и «Времена года», здание Арбитражного суда и штаб-квартиру «Аэрофлота», участвовали в крупных конкурсах и многочисленных тендерах, издали две книги, а на последней «Арх Москве» представили персональную экспозицию «Архитектора года». Всего в монографию вошло 27 проектов и построек – от самых камерных, например, «Плота», выполненного в 2009 году для «Архстояния», и Дома яхтсмена, до масштабных градостроительных концепций.

Отдельный раздел книги посвящен уже упомянутой выставке, состоявшей в рамках «Арх Москвы», также здесь есть традиционное для татлинских выпусков Mono интервью с архитектором и обзорная статья, посвященная проектам последних лет. В беседе с корреспондентом Tatlin (который по непонятным причинам так и остался неназванным) Владимир Плоткин не только рассказывает о своем творческом методе и последних работах, но и очень увлекательно рассуждает о современной архитектуре в целом, тех моделях, которые наиболее востребованы сегодня, и формах, которые трансформируются вместе с мировоззрением архитектора. Одной из самых очевидных тенденций последних лет Плоткин называет резко возросшее количество тендеров, в ходе которых девелоперы пытаются выжать из проектировщиков максимальное количество квадратных метров. Это понятно и из знакомства с представленным в монографии портфолио ТПО «Резерв»: среди проектов, разработанных в 2008-2011 годах, преобладают комплексы повышенной плотности, будь то офисы, жилье или МФК. Впрочем, Владимир Плоткин – безусловно, один из тех немногих архитекторов, кто не боится завышенных требований заказчиков и способен совладать даже с самым запредельным метражом. Примером тому могут служить и проект жилого комплекса на Московском проспекте в Петербурге, и конкурсный проект для Саввинской набережной, и застройка территории Карачаровского механического завода на Рязанском проспекте в Москве. При этом Плоткин уверен, что он и его коллеги не строят на века и что, более того, от современной архитектуры подобное долголетие и не требуется: сегодня здания рассчитаны на 50-100 лет, и подобная «неустойчивость формы» идеально соответствует принципу устойчивого развития: здание активно используется, прекрасное окупается, а затем с ним можно делать все, что угодно, в том числе и превратить в другую энергию.

Возможность трансформации – в процессе ли эксплуатации объекта или после – вообще одно из основных качеств плоткинской архитектуры, и в рамках презентации новой монографии главный герой вечера в полной мере это продемонстрировал на примере своей новой работы. Вообще Tatlin заказывал ему козырек или скамейку, ну то есть что-то такое, что можно впоследствии подарить заводу, не так давно превращенному в арт-пространство, и использовать во благо публики, но Плоткин решил сделать трибуну. «Для того чтобы придумать интересный козырек, нужно хорошо представлять себе здание и его реальные потребности, да и просто иметь в запасе больше времени, поэтому я сразу сфокусировался на интерьерном объекте, – рассказывает сам архитектор. – Скамейка тематически в принципе хорошо подходила к формату презентации, но ограничиться одной скамейкой при предполагавшемся количестве гостей показалось мне странным, поэтому я хотел придумать объект, который бы стал центром притяжения мероприятия, а потом мог бы быть трансформирован в нечто другое». Так и родилась идея трибуны, с которой Владимир Плоткин и его издатели представили публике новую книгу.

Из керамики Arch-Skin по эскизам Плоткина были изготовлены две квадратных рамки-окна, черная и белая, каждая из которых стоит на квадратной ножке. Если соединить их вместе, получится три квадрата (два верхних как раз и предназначены для выступлений), а если перевернуть на бок, то каждый элемент по отдельности можно использовать как скамью с удобным столиком. В ходе презентации объект выполнил оба предназначения: сначала в «телевизорах» выступили главные действующие лица вечера – Владимир Плоткин и коллеги, пришедшие поздравить его с новой книгой, а затем, сидя на одной из скамеек, архитектор подписал экземпляры монографии для всех желающих.