Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.11.2011

От небесных высот до подземелий

Объект:
Башни Калатравы
Адрес:
Испания, None, Валенсия.
Мастерская:
Foster + Partners
Vitra +

Притцкеровская премия в Китае, Татлин в Лондоне, трон для папы римского и гонорар для Сантьяго Калатравы — в очередном обзоре зарубежной прессы.

Ворота-пайлоу в парке Чжуншань в Пекине. Фото Wikimedia Commons
Ворота-пайлоу в парке Чжуншань в Пекине. Фото Wikimedia Commons
Этой осенью два важных заявления сделали организаторы Притцкеровской премии. Во-первых, следующая церемония вручения награды, независимо от имени лауреата, пройдет в Пекине. Несмотря на то, что в последнее время Китай находится в центре мировой архитектурной жизни, и там строят многие из обладателей Притцкеровской премии, ни разу церемония не проходила в КНР (хотя премия существует с 1979), и эту ситуацию следует изменить. Мэрия Пекина горячо поддержала это решение.
Судья Стивен Брейер. Фото © Steve Petteway
Судья Стивен Брейер. Фото © Steve Petteway


Кроме того, в состав жюри Притцкеровской премии вошли Заха Хадид и Стивен Брейер (Stephen Breyer), судья Верховного суда США. Если до Хадид в составе этого постепенно обновляющегося комитета числились другие «звезды» архитектуры (например, Фрэнк Гери и Ренцо Пьяно), то видных юристов там еще не было. Назначение Брейера было продиктовано не только его большим опытом принятия разнообразных сложных решений, но и его активным участием в федеральной программе строительства административных (в том числе и судебных) зданий по проектам лучших американских архитекторов.
Заха Хадид © Simone Cecchetti
Заха Хадид © Simone Cecchetti


Заха Хадид также привлекла внимание прессы в связи с работой на родине — в Ираке. Она уже проектирует новое здание для иракского центробанка, а теперь приглашена к участию в конкурсе на проект оперного театра в Багдаде. Власти Ирака, очевидно, видят в сотрудничестве со знаменитой соотечественницей повод продемонстрировать всему миру: страна полностью вернулась в мирной жизни и занята развитием культуры и искусства.
«Башня Татлина» в Лондоне. Фото © Miguel Santa Clara
«Башня Татлина» в Лондоне. Фото © Miguel Santa Clara


Что до ставшего для Хадид родным Лондона, то его архитектурной «звездой» временно стал Владимир Татлин: в связи с выставкой «Строительство Революции: советское искусство и архитектура 1915–1935» в Королевской академии художеств во дворе ее здания возведена его башня — «Памятник III Коммунистического Интернационала». Сооружался ярко-красный 10-метровый монумент под руководством британского бюро Dixon Jones. Выставка продлится до 22 января 2012.
Даремский собор. Фото Wikimedia Commons
Даремский собор. Фото Wikimedia Commons


Но в Великобритании живо интересуются не только русским авангардом, но и собственным наследием. Газета The Guardian опросила своих читателей, чтобы определить самое лучшее здание страны. Им стал Даремский собор (12 в.), выдающийся памятник норманнского стиля, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Павильон «Чтение между строк» бюро Gijs Van Vaerenbergh. Фото © Kristof Vrancken / Z33 – Mine Daelemans
Павильон «Чтение между строк» бюро Gijs Van Vaerenbergh. Фото © Kristof Vrancken / Z33 – Mine Daelemans


Павильон в бельгийском городе Лимбург условно продолжает тему культовой архитектуры. Этот объект бюро Gijs Van Vaerenbergh назван «Чтение между строк» и имеет форму небольшой церкви. Он сложен из стальных модулей, образующих ажурную «кладку»; в зависимости от точки зрения его стены и крыша кажутся то монолитными, то тающими в воздухе.
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Проект Вернера Зобека
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Проект Вернера Зобека


Также к сакральной сфере относится временный алтарь, построенный к визиту папы римского Бенедикта XVI во Фрайбург. Этот алтарь, спроектированный знаменитым инженером Вернером Зобеком (Werner Sobek), был установлен на городском лётном поле; в мессе приняли участие около 100 000 человек.
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Проект Вернера Зобека
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Проект Вернера Зобека
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Процесс монтажа. Проект Вернера Зобека. Фото © Erzbistum Freiburg
Алтарь для мессы на летном поле во Фрайбурге. Процесс монтажа. Проект Вернера Зобека. Фото © Erzbistum Freiburg


Алтарь представлял собой нечто вроде сцены с консольным перекрытием; все его части — металлический каркас с обшивкой из ламината, полимерная мембрана перекрытия — были рассчитаны на легкую сборку и демонтаж, а также на вторичное использование. В основании алтаря была скрыта сакристия и подсобные помещения. Для службы были использованы предметы мебели, созданные Зобеком к визиту папы в Германию в 2006; после мессы их планируется распределить по церквам фрайбургского диоцеза.
Бенедикт XVI во Фрайбурге. Фото © Benedikt Plesker / Erzbistum Freiburg
Бенедикт XVI во Фрайбурге. Фото © Benedikt Plesker / Erzbistum Freiburg
Кресло Skape от Vitra. Фото предоставлено Vitra
Кресло Skape от Vitra. Фото предоставлено Vitra


Вторым дизайн-событием визита Бенедикта XVI стала его речь в концертном зале Фрайбурга. Во время выступления он сидел на кресле, специально изготовленном для этого случая компанией Vitra. Это вариант модели Skape, предназначенной для менеджеров высшего звена. Кресло папы римского было обито белой кожей, а его высокая спинка — украшена вышивкой с его гербом.
Библиотека Parque Biblioteca España в Медельине. Архитектор Джанкарло Мадзанти. Фото Sergio Gómez
Библиотека Parque Biblioteca España в Медельине. Архитектор Джанкарло Мадзанти. Фото Sergio Gómez
Макет библиотеки Parque Biblioteca España в Медельине. Фото Mazzanti Arquitectos
Макет библиотеки Parque Biblioteca España в Медельине. Фото Mazzanti Arquitectos


Этой осенью нью-йоркский Музей современного искусства (МОМА) пополнил свою архитектурную коллекцию: туда вошел макет знаменитой библиотеки Parque Biblioteca España в Медельине колумбийского архитектора Джанкарло Мадзанти (Giancarlo Mazzanti), а также два макета его детского сада El Porvenir в бедном районе Боготы. Архитектурное собрание МОМА начало складываться еще в 1928, и там немало шедевров, в частности, обширная коллекция работ Людвига Мис ван дер Роэ. Но руководство музея справедливо считает, что следует держать руку на пульсе современной архитектуры. Мадзанти — первый колумбийский архитектор, чьи проекты приобрел МОМА, но, очевидно, не последний: сейчас хранители занимаются расширением латиноамериканского раздела, признавая, что этот регион теперь — один из архитектурных «лидеров».
Норман Фостер. Проект культурного центра Proscenio в Боготе © Foster + Partners
Норман Фостер. Проект культурного центра Proscenio в Боготе © Foster + Partners


Колумбия также привлекла бывших партнеров Нормана Фостера и Ричарда Роджерса: Фостер проектирует в Боготе культурный центр Proscenio, а Роджерс занимается генпланом района в центре города. Колумбия из-за своей нестабильной внутренней ситуации долго испытывала нехватку в качественных архитектурных проектах, теперь же очевидно стремление наверстать упущенное: ранее мы сообщали, что Хуан Эррерос (бывший партнер испанского бюро «Абалос & Эррерос») выиграл международный конкурс на проект большого конгресс-центра в Боготе.
Сантьяго Калатрава. Башни «Торре Валенсия», «Кастелло» и «Аликанте» в Валенсии. Проект
Сантьяго Калатрава. Башни «Торре Валенсия», «Кастелло» и «Аликанте» в Валенсии. Проект


Крупные проекты влекут и Сантьяго Калатраву. По информации британской газеты Daily Telegraph, за проект комплекса в Валенсии (из трех небоскребов и 8 жилых корпусов меньшей этажности) он получил гонорар в 15,2 млн. евро. Однако, из-за кризиса реализован этот проект не будет. Особая острота ситуации — в том, что речь идет о государственных деньгах; чиновники, курировавшие проект, сначала называли сумму гонорара в 2,6 млн. евро, и лишь судебное разбирательство по инициативе оппозиции позволило выяснить истинное положение дел. Хотя часть валенсийских политиков сейчас обвиняются в коррупции, денег Калатравы это не коснется: в его случае суд нарушения законодательства не обнаружил.
RAAD Studio. Проект подземного парка Delancey Underground в Нью-Йорке
RAAD Studio. Проект подземного парка Delancey Underground в Нью-Йорке


В Нью-Йорке собираются создать подземный парк на частные средства, сообщает The Architect's Newspaper. Взяв в качестве образца Хай-Лайн, заброшенную железнодорожную эстакаду на Манхэттене, ныне превращенную в прекрасный парк, архитектор Джеймс Рамсей (James Ramsey), глава бюро RAAD Studio, планирует реконструировать подземную железнодорожную станцию Вильямсбург-бридж, ныне заброшенную.
RAAD Studio. Проект подземного парка Delancey Underground в Нью-Йорке
RAAD Studio. Проект подземного парка Delancey Underground в Нью-Йорке

Для освещения планируется применить технологию «удаленных окон»: с помощью оптоволокна передавать свет от солнечных коллекторов на уровне земли в подземный зал; это метод применяется в Японии с 1970-х годов. Доставленные вниз солнечные лучи пригодны для фотосинтеза, поэтому на площади в 5 580 м2 можно разбить парк. В пасмурные дни и ночью предполагается использовать гибридную электрическую систему светильников.

Н. Ф.